«Это далеко не Робины Гуды»: в Орле завелись расхитители церквей

icon 11/10/2019
icon 12:49
Главная новость
«Это далеко не Робины Гуды»: в Орле завелись расхитители церквей

Автор:

В Орле за последний месяц совершено как минимум три попытки ограбить городские храмы. Две из них, по данным «Орловских новостей», увенчались успехом. Кто за этим стоит – группа или одиночки, - пока сказать сложно. Почерк в каждом случае, на первый взгляд, разный. Однако направленность одна – преступники ночью забираются в храм и забирают золото с икон. Церковь уже отреагировала на угрозу: есть распоряжение об усилении безопасности, работу начали правоохранительные органы, а священники призывают преступников одуматься и остановиться.

Первый случай посягательства на храмы в Орле произошел в сентябре. Как сообщил «ОН» источник, близкий к епархии, объектом внимания злоумышленников стал храм «Знамение» в Северном районе города. Там, по сведениям источника, украли с иконы украшение. Однако настоятель не сообщил об этом в полицию. С чем это связано, не известно, (может быть, ущерб показался ему незначительным?) дозвониться до священнослужителя «ОН» не удалось.

Уже спустя несколько дней, в начале октября, произошел налет на храм Николая Чудотворца, который находится на ул. Нормандии-Неман. Среди местных жителей церковь больше известна под именем «Николы на Песках».

Инцидент произошёл ночью. И здесь появилось уже больше конкретики. По данным «Орловских новостей», речь может идти об организованной группе. Преступники подъехали на машине к церкви, кусачками перерезали металлические прутья на заборе и через окно пробрались внутрь. Всего, по данным источников «ОН», расхитители забрали около 1000 единиц украшений с икон. Сбивали их молотком, срезали ножами. В итоге – помимо похищенного, - разбитыми оказались и сами православные святыни.

Третий инцидент произошел совсем недавно. В ночь на 10 октября неизвестный попытался ограбить Свято-Троицкий храм. Примерно в то же время, когда грабли храм Николая Чудотворца. Однако, после двух подобных случаев, священнослужители были готовы к повторению ситуации и начали убирать драгоценности с икон. Так сделал и настоятель Свято-Троицкой церкви отец Андрей (Михалев). Как пояснил «Орловским новостям» сам священник, подобного за время его службы еще не было.

«Я заблаговременно, проанализировав ситуацию, сразу после первого инцидента предпринял меры. Мы сняли иконы и украшения, спрятали их в надежном месте», - вспоминает настоятель храма. По его словам, неизвестный, или неизвестные, вскрыли дверь в районе 3 часов ночи и пытались проникнуть внутрь. Однако, как пояснили «ОН» в Росгвардии, в храме сработала сигнализация и на место экстренно выехал наряд. Преступникам не удалось поживиться. Но скрыться они успели.

«Люди наживаются, теряют совесть отдельные граждане. Такие ситуации даже не знаю, как комментировать. Я 11 лет в этом храме, и такого у нас еще никогда не было», - с грустью констатирует отец Андрей.

По факту кражи полиция уже расследует уголовное дело. Ведутся поиски преступников. "Проводятся все мероприятия, направленные на установление причастных к преступлению", - рассказала ранее руководитель пресс-службы УМВД по Орловской области Карина Тхаржевская.   Кто за всем этим стоит – пока неизвестно. В Орловской митрополии «Орловским новостям» пояснили, что церковь принимает меры предосторожности, тем не менее – не иначе как святотатством произошедшее назвать нельзя.

«Первые меры, предпринятые епархией, это минимизация рисков. Поэтому в храмах Орла предпринимаются дополнительные меры по усилению безопасности, по усилению охранных мероприятий. Сторожи, которые работают в храмах, обязаны проявлять повышенную бдительность. То, что сегодня происходит, в русском языке называется святотатством. Покушение на святыню, не просто грех – как воровство, а грех против общины приходской. Это грех, против людей и против Бога», - сказал «ОН» официальный представитель Орловской митрополии Евгений Борисов.

Сегодняшняя ночь прошла спокойно. Прихожане могут с облегчением выдохнуть. Однако тенденция, начатая в начале осени, настораживает и заставляет задуматься над причинами. Кражи из храмов - это никак не робингудство, это воровство у простых жителей. Так считает настоятель храма свт. Николая Мирликийского в Новой Ботанике города Орла, руководитель молодежного отдела Орловской епархии Денис Костомаров.

«Это довольно-таки пугающая и тревожная тенденция, которая свидетельствует о глубоких проблемах, с одной стороны, среди обычных людей, прихожан, а с другой, - тех людей, которые это совершают, - говорит Костомаров. - Строительство любого храма, поддержание его в надлежащем состоянии требует огромных затрат, которые часто люди собирают буквально всем миром по копейке. Будучи настоятелем строящегося храма, я вижу, как люди со всей душой к этому подходят, как тяжело бывает это не только для священнослужителей, но и для общины. Те люди, которые составляют эту общину – как правило, люди небогатые. Я слышал, что в Никольском храме украли золото с икон. Это золото на иконах оказалось не просто так, а его люди пожертвовали. Как правило, люди совершают пожертвования в каких-то сложных ситуациях, когда они хотят поблагодарить бога за то, что какие-то сложные проблемы в их жизни решились. Тут вопрос не в религии, мол, у Бога люди воруют, у церкви. А ведь воруют у таких же конкретных людей, которые часто сами находятся в сложной ситуации. Вот это меня удивляет, с одной стороны. А с другой стороны, состояние тех людей, кто решается в принципе на такие преступления.

Воровство, в любом случае, грустно, а воровство в храме оно грустно еще и тем, что у людей ничего святого не остается.

Насколько человек, который это совершает, сам заслуживает сочувствия, ведь какая выжженная земля должна быть в душе человека, насколько он отчаявшийся, насколько ему тяжело должно быть, если он решается обворовать храм. Грубо говоря, это не банк ограбить. Последнее хотя бы можно объяснить. А святотатство в обществе всегда воспринималось как один из страшных грехов, потому что не только у Бога воруется, а воруется у общины, у конкретных людей. Церковь с греческого переводится как собрание. Мы говорим не о стенах, а о живых людях, и как правило, это люди небогатые»…


Денис Волин, Ирина Мещерская