Контроль, эффективность, перспективы: Александр Бойко, возглавляющий ГУП «Дорожная служба», рассказал о будущем предприятия

icon 08/02/2019
icon 10:00
Важная новость
Контроль, эффективность, перспективы: Александр Бойко, возглавляющий ГУП «Дорожная служба», рассказал о будущем предприятия

Автор:

Государственное унитарное предприятие Орловской области «Дорожная служба» было создано не так давно, в 2012 году. Приоритетным направлением деятельности предприятия является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения. Их протяженность составляет почти 4 тысячи километров. В силу целого ряда причин за эти годы руководители менялись, в результате предприятие оказалось в весьма сложном положении, в том числе и финансовом. С середины 2018 года «Дорожную службу» возглавил Александр Бойко, ранее занимавший высокие посты не только в областной, городской администрациях, но и в руководстве компании «Орелстрой». Корреспондент «Орловских новостей» встретился с Александром Бойко и узнал о планах на 2019 год, а также о его видении стратегии развития предприятия.

- Александр Сергеевич, понятно, что полная финансовая картина 2018 года станет известна немного позже, но все же как предприятие завершило ушедший год?

- Операционная деятельность предприятия является прибыльной, это самое главное, мы в плюсе. Однако нельзя забывать, что у нас имеется дебиторская задолженность. Так сложилось, что ряд организаций, которые нам должны, ликвидированы, а долги остались непогашенными. И долги по большей части эти с 2014 года. Как правило, списываются они за счет чистой прибыли предприятия. Отсюда и показатели, которые могут показаться обывателю, не имеющему полной информации, крайне низкими. Неоднократно приходится слышать: мол, как же так, «Дорожная служба» ворочает миллиардами, а прибыль показывает такую низкую. Но не все, как видите, так просто. Снижаем мы по мере возможности и кредиторскую задолженность. Исправно платим банку по кредиту. Кроме того, мы стабильно платим налоги, долгов нет, равно как не допускаем и задолженностей по заработной плате. Вообще, мы в будущее смотрим с оптимизмом. Важно понимать, что нам необходимо не просто получить объем работ, но чтобы он еще был и рентабелен. Потому что в минус работать невозможно, особенно в нашей ситуации. Тогда мы сможем и налоги платить, и с долгами рассчитываться, и поднять сотрудникам зарплату.

- Каков план финансово-хозяйственной деятельности предприятия на 2019 год? Какие цифры заложены?

- План финансово-хозяйственной деятельности, разумеется, у нас уже разработан. Мы планируем, что в 2019 году объем выручки составит порядка 1,7 млрд рублей. Рост по сравнению с 2018 годом составит около 17%, и это хороший показатель, учитывая реальную рыночную конъюнктуру и специфику ситуации. Сложится выручка из нескольких пунктов. Первое - содержание региональных и межмуниципальных дорог, это то, чем мы занимаемся в режиме 365/24. Основным заказчиком в этом сегменте рынка является КУ ОО «Орелгосзаказчик». Мы планируем получить заказ на 1,3 млрд рублей с учетом НДС. Сейчас у нас действует контракт до 1 июля на 700 млн рублей. Мы считаем, что на вторую половину года потребуется около 600 млн рублей. Но какой объем госзаказа составит в рамках содержания региональных дорог, пока сказать сложно. Остается сумма порядка 400 миллионов рублей. Объемы работ на эту сумму мы планируем получить, участвуя в аукционах на строительство и ремонт сельских и региональных дорог, улично-дорожной сети города Орла и ряда других муниципальных образований Орловской области, проводимых по Федеральному закону № 44-ФЗ.

- Александр Сергеевич, какие конкретно шаги Вы для себя определили, чтобы вывести предприятие из того положения, в котором оно находится сейчас?

- На данный момент я вижу три ключевые точки роста: развитие собственной производственной базы, сырьевого производства, обновление автопарка предприятия. И это не считая постоянной работы по оптимизации расходов, контролю качества выполняемых работ и повышению эффективности деятельности, но об этом, если позволите, скажу чуть позже.

Следует отметить, что постепенно намеченное осуществляется. Так, весной на базе Орловского дорожного участка предприятия будет запущена в эксплуатацию современная установка по производству битумной эмульсии, широко применяемой при выполнении различных видов ремонтных работ. Это оборудование позволит получить экономию денежных средств предприятия в размере до 1,5 млн рублей в год. Также планируется реализация битумной эмульсии сторонним организациям, а это еще одна доходная статья для предприятия.

Что касается обновления автопарка предприятия, то первый шаг в данном направлении уже сделан. По распоряжению Губернатора и Председателя Правительства Орловской области А.Е. Клычкова приобретено 32 единицы техники. Предполагается, что в рамках региональной программы, которая рассчитана на ближайшие три года, предприятие сможет значительно обновить существующий парк автотехники.

- Александр Сергеевич, проясните, пожалуйста, один момент. В соседних регионах контракты с компаниями, обслуживающими дорожные сети, заключаются, как правило, на три года, тогда как с нашей «Дорожной службой» они подписываются на полгода. С чем это связано?

- Очень важный вопрос, спасибо. Контракты, действительно, заключаются на полугодичный период, а в конце 2018 года и вовсе был прецедент, когда контракт с нами был заключен на один месяц. Как показывает практика, контракты, заключенные на несколько лет, гораздо более эффективны. Это позволяет предприятию осуществлять долгосрочное бюджетное планирование и как следствие – более эффективно использовать финансовые ресурсы. Более того, это становится дополнительной гарантией для банковских структур. Для них отсутствие долгосрочных контрактов – одно из важных оснований для отказа в предоставлении кредитных средств. В свою очередь, кредитные средства необходимы предприятию для создания сезонных запасов сырья, имеющего стратегическое значение для производственного процесса, по минимальным закупочным ценам. Так, привлеченные кредитные ресурсы в размере 150 млн рублей в период с декабря по март, направленные на приобретение битума дорожного и отсева гранитного, позволили бы получить экономический эффект от формирования запасов данных материалов в размере 45 млн рублей.

- Планируется ли в этом году заняться разработкой новых месторождений? Что это даст предприятию?

- Такие планы у предприятия есть. Это, кстати, является одной из приоритетных задач по выводу предприятия из кризиса.

На сегодняшний день ГУП ОО «Дорожная служба» имеет лицензии на разработку двух месторождений: Краснозоренского месторождения строительных песков в Краснозоренском районе Орловской области и Пискарево-Карасевского месторождения известняков в Новодеревеньковском районе Орловской области. В 2018 году на Краснозоренском месторождении песков предприятием было добыто 16 тыс. куб. м. песка, что позволило обеспечить потребность близлежащих дорожных отделов предприятия. Данные работы будут продолжены в 2019 году.

В 2018 году предприятием начата добыча и переработка горной массы на Пискарево-Карасевском месторождении известняков, получено около 300 куб. м. щебня различных фракций. В 2019 году планируется приобретение техники, которая должна будет обеспечить полномасштабную добычу строительного известняка, а именно: технологической линии дробильно-сортировочной установки, тяжелого карьерного экскаватора, гидромолота. На данный момент проведены публичные процедуры, определен поставщик дробильно-сортировочной установки, ее монтаж планируется на конец апреля 2019 года. Предполагается, что разработка данного карьера позволит удовлетворить потребность предприятия в известняковом щебне, которая в 2019 году составляет 65 тыс. куб. м. Учитывая разницу между себестоимостью добытого щебня и отпускной стоимостью щебня на карьерах Тульской, Липецкой и Орловской областей, планируется в 2019г. получить экономический эффект от собственной добычи щебня в размере 17 млн рублей в год. Впоследствии, после обеспечения нужд предприятия, реализация добытого щебня сторонним организациям позволит «Дорожной службе» получить дополнительную прибыль.

- На балансе у предприятия более 600 единиц техники. И, конечно же, она иногда ломается. Есть ли в «Дорожной службе» своя ремонтная база или приходится прибегать к услугам других организаций?

- Ремонтная база в настоящее время утрачена. Для ремонта техники привлекаются сторонние организации, на выполнение данных работ расходуются значительные денежные средства. Так, в 2018 году на ремонт потрачено около 30 млн рублей. Вместе с тем не всегда необходимый ремонт производится в минимальные сроки. Учитывая важность данной проблемы для предприятия, нашими специалистами разработана дорожная карта по созданию системы ремонта автопарка, реализация которой позволит ремонтировать до 90 процентов автотранспорта и техники предприятия собственными силами.

- Штат предприятия насчитывает 900 сотрудников. Уследить за тем, чтобы каждый работник добросовестно выполнял свои обязанности сложно. Для этого нужен строгий контроль. Есть ли он в «Дорожной службе», как и кем он осуществляется?

- При таком количестве сотрудников и техники без должного контроля никак. В настоящее время у нас в структуру предприятия вводится отдел безопасности. Отдел будет заниматься обеспечением финансово-экономической, комплексной и информационной безопасности. Всех деталей раскрыть не могу, но уже разработан комплекс мероприятий, направленных на выявление возможных действий, наносящих экономический ущерб, на предотвращение внешнего мошенничества и иных правонарушений. Экономический эффект, который планируется получить от деятельности отдела, многократно превысит затраты на его содержание и обеспечение.

Из комплекса мер, запланированных на ближайший период, следует отметить установку круглосуточного видеонаблюдения с программной аналитикой на АБЗ и в дорожных участках и оснащение парка техники датчиками уровня топлива, в том числе для контроля за расходом ГСМ с целью экономии и снижения издержек. Понятно, что мы не до конца исключим человеческий фактор, но сделаем все возможное, чтобы минимизировать, скажем так, потери на местах. С самыми жесткими санкциями для провинившихся.

- В последнее время во многих учреждениях и организациях Орловской области прошла оптимизация. Александр Сергеевич, ожидается ли оптимизация в «Дорожной службе»?

- У нас 21 дорожный участок и восемь дорожных отделов. В планах - провести оптимизацию дорожных отделов. Из восьми останется шесть. Количество дорожных участков останется тем же. Возможно, оптимизация затронет и штат, но не существенно. Также мы планируем ввести новую систему мотивации для сотрудников. Согласно положению мотивировать будем и рабочих, и начальников. Мотивация для начальников дорожных отделов (участков) будет зависеть от нескольких факторов: выполнение плана по тому или иному виду работ, а также финансовый результат по окончании каждого месяца.

- Мы с Вами обсудили планы на 2019 год. А как вы видите работу предприятия в последующие годы?

- Если нам удастся добиться всего того, что намечено на ближайшие несколько лет, мы выполним главную задачу – поднять с колен предприятие, деятельность которого можно будет развивать и в других направлениях.

 

Беседовала Марианна Альянова