«Большое видится на расстоянии»: интервью с профессором МАДИ Михаилом Якимовым об орловских дорогах и транспорте

icon 19/05/2021
icon 08:30
Важная новость
«Большое видится на расстоянии»: интервью с профессором МАДИ Михаилом Якимовым об орловских дорогах и транспорте

Автор: Михаил Якимов на своем автодоме

Михаил Якимов на своем автодоме

С 17 по 18 мая Орел посетил директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта, профессор Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) Михаил Якимов. Он приехал в наш город на автодоме для участия в международной научно-практической конференции на тему информационных технологий и инноваций на транспорте. «Орловским новостям» удалось побеседовать с экспертом. Поговорили о транспортном планировании, организации дорожного движения и транспортного обслуживания в Орле, например, стоит ли городу отказываться от трамваев и троллейбусов, а также о путешествиях на автодоме.

- Михаил Ростиславович, вы приехали в ОГУ на конференцию. Расскажите, пожалуйста, о чем будет ваш доклад.

- Мой доклад называется «Алгоритмы оценки использования транспорта большой провозной способности в городах». Это об оценке целесообразности сохранения либо создания того или иного вида транспорта в городе. Это касается трамваев, метро, скоростного рельсового транспорта. Многие города думают сохранять ли им трамваи, троллейбусы, другие наоборот задумываются о возрождении. Приведу пример. Я был научным руководителем большого контракта в Воронеже. Это миллионный город, но там нет трамваев. Была задача посмотреть нужны они там или нет с точки зрения затрат и экономики. Пришли к выводу, что им этот вид транспорта не выгоден и лучше развивать автобусы. Для других городов может быть по-другому. Если где-то уже есть, скажем троллейбусы, то там имеет смысл сохранять этот транспорт большой провозной способности.

- Как вы думаете, в Орле допустимо отказаться от трамваев?

 - Я думаю, вполне допустимо. Не нужно из этого делать какую-то трагедию. Но совсем отказывается от электрического транспорта, на мой взгляд, неправильно. Пока я двигался к вам по улицам Орла, то увидел довольно разветвленную сеть троллейбусов и функционирующий подвижной состав. Может быть стоит сконцентрироваться на троллейбусе в плане городского электрического транспорта и это будет определенный рычаг изменения параметрических воздействий на окружающую среду города. Если совсем не будет электрического транспорта, то это очень плохо. Но вполне возможно сохранить что-то одно: или трамвайное движение, или троллейбусное. Но троллейбус может быть рентабельней и эффективней.

- С 2018 года в Орле активно обсуждается тема внедрения новой единой транспортной системы. Эта тема вызвала широкий общественный резонанс. Разработкой системы занимался Московский институт транспорта. Как вы относитесь к тому, что транспортной системой Орла занимались люди далекие от жизни и реалий нашего города?

- Я считаю, что где-то раз в 5-10 лет любому муниципальному образованию стоит периодически приглашать внешних экспертов, которые могут взглянуть со стороны. Как говорил Есенин: «Большое видится на расстоянии». Бывает просто глаз замыливается. Так что периодически надо приглашать, чтобы человек, внешний специалист в каком-то профиле в первый раз, как и я, пребывающий в  город мог увидеть какие-то особенности. Я вот 20 минут проехал и уже кое-что увидел. Это здорово, но конечно еще более здорово растить собственные кадры. Орловская конференция «Информационные технологии и инновации на транспорте» очень известная. Сюда приезжают многие, это вот я впервые. Я знаю, что многие мои учителя и коллеги и даже научный руководитель каждый год сюда приезжают. Интересно то, что в ОГУ функционируют два диссертационных совета по транспортной тематике. Например, в Белгороде – ноль, в Курске – ноль, а здесь два. Потенциал то есть! Заказывать разработку по маршрутной сети иногородним может быть и можно, но москвичам конечно нездорово. Многие города сейчас копируют опыт Москвы в плане магистральных маршрутов, транспорта большой провозной способности, но не те пассажиропотоки здесь. Это все-таки московский тренд, московский вот этот гигантизм, что сейчас вот мы это все задавим массами, кучи пересадок, большие транспортные пересадочные узлы. При такой численности населения как в Орле этого не нужно. Нужно исходить из реалий, которые здесь есть. Отвечая на ваш вопрос, приглашать специалистов нужно, но не часто. Заказывать эти работы можно, но желательно тем, кто схож в организационном плане. Даже в организационном плане Москва не подходит, она не муниципалитет.  В Москве даже с юридической точки зрения в плане управленческого и нормативно-правового уровня ничего хорошего сделать разработчики не смогут. Лучше обращаться к специалистам из Самары, Екатеринбурга, Новосибирска, которые тоже имеют транспортные школы. Они ближе к ситуации, им она была бы более понятна.

- Новая транспортная система предполагает использовать маршруты большого и среднего класса вместимости. Это достаточно длинные и габаритные автобусы. На ваш взгляд, готовы ли орловские дороги принять такие автобусы? Или чего-то не хватает для комфортного передвижения?

- Выбор подвижного состава не связан с какими-то особенностями города, его возрастом или историей. Например, Орел - литературный город. Даже названия улиц, по которым я сюда ехал, почти все названы в честь писателей. Я был очень удивлен. Бывают и более старые города, и выбор габарита то есть класса транспортного средства зависит только от пассажиропотока. Есть пассажиропоток – эффективнее использовать один подвижной состав. Это экономика, а не планировочное решение. Планировочные решения на дорогах определены ГОСТ, а не габаритами транспортных средств. Все транспортные средства, эксплуатируемые в РФ, имеют одинаковые стандарты по габариту, по радиусу поворота, они отвечают тем стандартам, которые используются при строительстве автомобильных дорог. Все эти автобусы могут эксплуатироваться на дорогах Орла. Я два года назад работал в Томске, где население 500 тыс. Но там тоже одни ПАЗики и стоит задача перехода на автобусы большого класса и увеличение сети троллейбусов. Но это не тотально должно быть. В центре города, где пассажиропотоки большие, могут быть маршруты, которые действительно работают на транспорте большой провозной способности.

- Будут ли перевозчики соглашаться работать на транспорте большой вместимости? Проще же «забить» пассажирами ПАЗики и поехать.

-  Я бы так не сказал. Вот, например, в Екатеринбурге, Омске и Перми сами перевозчики со временем стали переходить с ПАЗиков на автобусы большого класса М3. Они сами к этому пришли, понимая, что людей больше повезут, если берут выручку со всех. Здесь нет никакой интриги или насильственного перехода. Все решает экономика. Есть пассажиропоток – поехали на большом автобусе, нет – на маленьком.

- Ранее вы сказали, что удалось уже составить мнение об организации транспортного движения в Орле. Расскажите об этом.

-  Первое, что заметил, в Орле тротуары лучше, чем проезжие части. А во многих городах наоборот больше ухаживают за проезжей частью, а тротуары в плачевном состоянии. Здесь вот я проехал и вижу: везде плиточка, везде широкие тротуары, даже где-то тактильная плитка. Проезжая часть – так себе. Это не во многих городах так, что для пешеходов создаются условия. Мне кажется, это хорошо. Автомобиль трясет, но он может проехать, но вот когда мама с коляской идет, а тротуар не замощенный или без твердого покрытия, то это не дело. Здесь где я был в районе улиц литераторов везде есть тротуары и везде они в хорошем состоянии. В городе хорошее светофорное хозяйство. Нигде не увидел каких-то умирающих светофоров. Везде они современные, хорошо работают, с малыми циклами. Где-то ближе к северу не хватает разметки. Знаков хватает. Очень разветвленная троллейбусная сеть. Проводов значительно больше, чем самих троллейбусов. Троллейбусов я пару штук всего видел. Я бы может быть и оставил все движение в городе в размере автобусов среднего размера. Единственное, что у вас те модели ездят, которые не позволяют пользоваться ими маломобильным группам населения, но сейчас выпускаются и другие модификации автобусов среднего класса. Я бы на них остановился, а также использовал бы действующую троллейбусную инфраструктуру или трамвайную. О последней ничего сказать не могу, еще не видел. Что еще заметил. Перекрестки попались мне очень большие. Вот что там за пространства такие? Расстояние между всеми светофорами и стоп-линиями оно гигантское. Время проезда перекрестка очень большое. Я бы сократил эти расстояния и сделал какие-то островки. Иногородним водителям, думаю, трудно. Хорошо, что мне не надо было поворачивать, а то бы я растерялся. Увеличение пропускной способности перекрестка за счет увеличения его габаритов -  это тупиковый путь.

- Сейчас в Орле на реконструкцию закрыт Красный мост, движение перекрыто. Вы не почувствовали перегруженности на дорогах?

 - То есть сейчас по одному из мостов закрыто движение полностью? Я во многих городах был, где закрывают один мост и все, коллапс. Я ехал, а не стоял. В других городах это была бы стоянка часа на два. Я коллапса не обнаружил. Значит хорошо все с организацией движения.

- С 1 мая в Орле повысили стоимость проезда. Местные власти аргументировали это тем, что в городе был один из самых низких тарифов по ЦФО. Это действительно весомый аргумент, чтобы поднимать цену?

- Да, это весомый аргумент. У вас ведь регулируемый тариф. Когда мы регулируем тариф, то мы можем сказать перевозчику езжай за 1 руб, но тогда надо понимать, что нагрузка на бюджет вырастет. Это просто соотношение кармана перевозчика, кармана пассажира и кармана бюджета. То есть между этими карманами деньги перекладываются. В частности повышение перекладывает деньги из кармана пассажира в карман бюджета. Можно сказать, что ездим по 10 руб, но перевозчики тогда на конкурс не выйдут.

- Вы приехали в Орел на автодоме. Почему вами выбран такой транспорт?

- Я не прям великий пока путешественник. На автодом сел год назад. Тут ковид начался и сказали из дома никуда не выходить, но вот и пришлось дом купить, чтобы он сам двигался. С той поры я так и не слажу с него. Я был уже и на юге и на севере. Езжу по конференциям. На следующей неделе в Йошкар-Олу поеду. На Урал еще тоже зовут. Веду записки и дневники по тому, что я вижу в городах.

 

- В каких городах удобней всего было передвигаться на автодоме? Как с этим дело обстоит в Орле?

- Во всех городах, где меньше 500 тыс население передвигаться очень комфортно. Я сам родом из Перми. Шесть лет назад переехал в Москву и  вот там на атодоме я естественно никуда. Я езжу в округе на моноколесе. Удобно ли передвигаться на автодоме в Орле? Нормально.

Беседовала Дарья Буренкова