«Плебеи и патриции в век информационного общества»: как действующие депутаты горсовета активизировались в соцсетях в преддверии выборов

icon 12/08/2020
icon 10:22
Главная новость
«Плебеи и патриции в век информационного общества»: как действующие депутаты горсовета активизировались в соцсетях в преддверии выборов

Автор:

Власть в соцсетях…в провинциальном Орле это стало обыденностью буквально три года назад, как раз с приходом губернатора Андрея Клычкова. Руководители областных и городских органов власти создали в социальных сетях свои официальные аккаунты, где они должны отвечать на вопросы жителей региона. Но вот депутатский корпус, как будто не хотел быть ближе к народу все это время. Конечно, речь идет не обо всех народных избранниках, но о подавляющем большинстве. Однако летом 2020 года в преддверии выборов в городской совет все значительно изменилось. Неожиданно действующие депутаты горсовета, которые баллотируются на новый срок, стали заядлыми пользователями популярных социальных сетей Вконтакте и Instagram. «Орловские новости» пообщались с политологом Дмитрием Нечаевым и разобрались в новых политических трендах.

Постправда и новые медиа

Как удалось подметить, активность в популярных социальных сетях у действующих депутатов городского совета появилась в апреле-мае этого года. И на удивление, подавляющее большинство новых страничек в сети появилось именно у депутатов-единороссов. Впрочем, удивляться нечему, их и есть большинство в горсовете.

Вот заходим на страничку к зампреду горсовета Сергею Себякину. Первая публикация Вконтакте – 19 апреля 2020 года, в Instagram – 8 мая. Депутат Букалов – 5 мая, публикация в Instagram. Аналогично депутаты Антошкина, Малыгина, Верижников, Паршиков, Родин, Цуканов, Пчелкин.

Впрочем, некоторые начали раньше – в 2019 году, а кто-то как депутат Тимур Нерушев и в далеком 2016-ом. И он сразу начал публиковать посты о работе на округе: об оборудованной детской площадке, о проведенном субботнике. Но если в 2016 году было опубликовано 6 таких постов, то наибольшая активность появилась в 2019-20 годах. Здесь появились посты не только о работе, но и сам Нерушев, его семья. А вот Instagram он и вовсе ведет с 2013 года. И здесь очень много личного. Однако в 2020 году Instagram стал еще и «политическим инструментом». Появились посты о работе на округе.

Еще один пример – депутат Владимир Строев. Активность во «Вконтакте» с 2015 года. Много постов о хоккее, личных наблюдениях, времяпрепровождении. Время от времени не дает забывать, что он все же депутат и публикует посты о работе на округе. Их все больше появляется в 2020 году. А вот Instagram он начал пользоваться с апреля 2020 года, присоединившись к флэшмобу #спасибоврачам.

Впрочем, отличились не только единороссы. К примеру, коммунист Евгений Прокопов завел странички в соцсетях в мае 2020 года. В основном он публикует репосты с официальной странички обкома, а также своих «коллег по цеху», есть несколько постов о работе на округе, а также несколько личных публикаций – Прокопов показывает свою скромную дачу и собаку.

То, что сегодня происходит в социальных сетях, связано с двумя трендами, которые сейчас обозначены достаточно четко.

Причина первая – четкая установка сверху, считают эксперты.

«Это чувствуется не только по Орлу, но и по другим регионам. Именно поэтому сейчас кандидаты от партии власти активизируются в социальных сетях. Им сказали, что пора быть вместе с народом», - говорит политолог Нечаев.

А быть с народом, судя по всему, означает быть с теми молодыми людьми, с новыми генерациями, которых принято называть «миллениалами» (теми, кто родился в начале 00-х, теми, кому немного за 30, а также людьми среднего возраста). Это наиболее активная, думающая часть населения, которая присутствует в социальных сетях и новых медиа.

«В данном случае понятно, что единороссы, как и их руководство прекрасно отдает себе отчет, что часть избирателей они получат от бюджетников, но значительная часть людей – активных и думающих, которые не коррелируются с властью, занимают особую позицию, и как правило, не в пользу партии власти, поэтому для того, чтобы привлечь их, нужно активно работать в социальных сетях, нужно общаться, предлагать посты, которые нравятся этим людям, нужно всячески показывать и приковывать к себе внимание», - отмечает Нечаев.  

Помимо этого, сегодня, в век информационного общества, когда наравне с традиционными СМИ есть новые медиа, появилось совершенно новое понятие «постправда», когда объективные факты являются менее значимыми при формировании общественного мнения, чем обращения к эмоциям и личным убеждениям, и эмоции в данном случае работают лучше и эффективнее, чем просто факты и их аргументация. В этом и заключается вторая причина столь резкой активизации в социальных сетях. Ведь любой кандидат, если он рассчитывает на успех, или на победу, должен присутствовать и передавать по всем каналам коммуникации свои послания потенциальным избирателям.

Агитация традиционным способом – рекламные листовки, баннеры и буклеты, в современном мире вызывают все больше противоположный желаемому эффект. Поэтому, политологи считают, что сегодня задача состоит в том, чтобы использовать каналы, где присутствует значительное число людей, и научиться общаться с ними - власть должна быть отзывчивой, она должна откликаться на эти новые медиа.

Курс молодого бойца

Завести страничку – это только пол дела. Нужно еще и грамотно ее вести. То, что мы видим у депутатов-единороссов, выполнено буквально под копирку. Фото одно, как на паспорт, публикации о работе на округе, все больше похожие на сухие пресс-релизы, заезженные поздравления с праздниками – на баннерах с логотипом партии.

Вот страничка депутата Юрия Козлова. И хотя свое первое фото «Вконтакте» он выложил еще в феврале 2019 года, далее никакой активности не наблюдалось…до мая 2020. Он продемонстрировал возложение цветов в преддверии Дня Победы, затем объявил, что вступает в предвыборную гонку и….понеслась: проконтролировал уборку сухостоя, встретился с жителями и т.д. В Instagram активность началась чуть раньше – с 30 апреля. Рассказал, как поздравил ветерана с Победой, как участвовал в оказании волонтерской помощи в пандемию. Ну, а а дальше «копировать-вставить» - все те же посты, что и в другой социальной сети.

А вот страничка Ларисы Антошкиной во «Вконтакте». Активность замечена с апреля. Первый пост посвящен волонтерской помощи во время пандемии. Далее – сплошные праздники и поздравления. Один пост посвящен итогам праймериз. А в последнее время, чем ближе к выборам, начали появляться «отчеты о работе на округе». Один в один посты в Instagram.

Евгений Шатохин зарегистрировался «Вконтакте» 13 мая этого года. И первый же пост посвящен приемке двора по Планерной,52. Далее следует несколько видеообращений на тему предстоящих выборов и поздравительные баннеры с логотипом партии.

Депутат Верижников, ранее известный как «Андрей-800 рублей», тоже решил освоить новые агитационные методы и в апреле начал активно вести социальные сети. Первый пост так и называется «депутатские будни», в котором рассказал, как помог семье собрать ребенка в школу (правда, почему в апреле – непонятно), ну а далее следует еще несколько аналогичных постов.

Зампред горсовета Владимир Негин первый пост в августе 2019-го посвятил тому, что территорию между Наугорским шоссе и улицей Картукова внесли в перечень программы «Городская среда», и за нее можно будет проголосовать жителям. В принципе, все его посты посвящены депутатской работе. А «живость» его профиль приобрел во время пандемии, когда он показывал, как проводит время с семьей и призывает орловцев оставаться дома. Правда, и эти посты он умудрился явно политизировать, отметив хэштегом #ЕРпомогает.

Первый пост в соцсетях Николая Паршикова появился  в мае 2020 года, и он посвящен его персоне. Причем приведена максимально сухая биография, как с официального сайта горсовета. Далее следует видеообращение к избирателям и отчет  проделанной работе депутата, причем в прямом смысле отчет. В общем, все слишком серьезно. Ленту разбавляет необычный «гость института» - ежик, которого запечатлел депутат и ректор ОГИИК.

Социальные сети депутатов-единороссов лично меня, как журналиста, который мониторил их все, утомили, поэтому нет смысла пересказывать, что там постит каждый из них – все они идентичны.

Гораздо живее странички у действующих депутатов облсовета, которые в этом году решили побороться за мандаты горсовета. Впрочем, и вести их они начали раньше.

Вот, к примеру, страничка Андрея Куцына от ЛДПР. В ноябре 2017 года появились первые фотографии депутата. Далее начали появляться ссылки на публикации в СМИ, в том числе и те, где он сам что-то комментирует, посты о своей депутатской деятельности, о мероприятиях проводимых партией. Много личных фотографий, где он предстает перед подписчиками не как депутат, а как простой человек.

Руслан Перелыгин от Справедливой России – активный пользователь соцсетей с 2015 года. Много личных фотографий, личных интересов (например, о здоровом образе жизни, спорте), есть посты о проблемах города и области, какие-то наблюдения, поездки как деловые, так и личные. Кстати, он, похоже, единственный орловский депутат, который постоянно ведет стримы с мест событий.

Политологи комментируют такое различие в социальных сетях у представителей разных партий следующим образом.

«Я, может быть, выражусь не очень корректно, но «Единая Россия» представляет собой «партийных акторов – тормозов». Оппозиционные парламентские политические партии начали активно присутствовать в социальных сетях примерно с периода 2011-2012 года. Единороссы, поскольку всегда рассчитывали на административный ресурс, кандидатов-единороссов не умеют работать с социальными сетями, не знают, как это делать», - отмечает политолог Нечаев. – «Сразу вспоминается высказывание одного французского министра, которое касалось еще традиционных СМИ в 1970-х. Когда коллеги этого министра жаловались, что их критикует пресса, этот министр сказал, что по большому счету, серьезный министр не должен не читать эти газеты, ни тем более, реагировать эмоционально на публикации, он должен их писать»

Сейчас грань между журналистами и доморощенными блогерами становится достаточно условной. И политологи отмечают, что для того, чтобы реализовать на практике «науку побеждать», депутаты должны освоить новое медиа.

А вы точно депутат?

Впрочем и среди единороссов нашлись те, кто ведет странички давно, и не пользуется ими как политическими инструментами.

И первой такой фигур является известный боксер Эдуард Трояновский. Не скажешь, что и депутат. Страничка как и у любого современного активного пользователя интернета: личная жизнь, спорт, путешествия, мотивирующие цитаты и….никакой политики. Активность началась задолго до начала депутатской деятельности в 2015 году.

Другая политическая фигура – депутат Наталья Кирдеева. Вести страничку она также начала еще до 2015 года. И опять же никакой политики: записи с концертов, музыкальные подборки, рецепты, личные фотографии – в общем, все, что присуще творческому человеку. Но не нужно забывать, что Кирдеева – руководитель ансамбля «Славица».

«Они ищут свой путь к сердцам и к душам потенциальных избирателей. Они ищут человеческий подход. Возможно, и даже скорее всего, это даст результат. Всем остальным нужно учиться уходить от официоза, находить какие-то «изюминки», чтобы нравится. Можно попасть в социальные сети и новые медиа, но эффект будет обратным. Им поневоле нужно учиться навыкам профессиональных журналистов, иначе у них будут серьезные проблемы. Этот путь не скорый», - объясняет политолог Нечаев.

Плебеи и патриции

Любопытно, что все, кто решил активизироваться в социальных сетях только в этом году, отдают предпочтение Вконтакте и Instagram.

Политологи объясняют это том, что Facebook по своему формату в большей степени рассчитан на деловую публику, и «депутат с кошечками» не будет там восприниматься. Это более серьезная соцсеть, которая по подаче информации близка к традиционным СМИ. А Вконтакте и Instagram – уже популистские социальные сети.

«В свое время в Древнем Риме были плебеи и патриции. Ничего негативного в этом нет. Плебеи – простые люди, а патриции – аристократы. В данном случае, Вконтакте и Instagram – это плебейские социальные сети для простых людей, для простых эмоций, для простых чувств, для простых фраз, может быть, бестолковых, но человечных. А Facebook  - это патрицианский формат, где присутствует отчасти интеллектуальная аристократия», - объясняет Нечаев.

Ну, а кандидатам, по всей видимости, нужно быть ближе к народу…  

 

Елена Торубарова