«В гробу я все это видел, но у меня есть совесть»: градозащитник Илья Кушелев дал интервью о том, зачем решил пойти на выборы

icon 14/07/2020
icon 18:12
Важная новость
«В гробу я все это видел, но у меня есть совесть»: градозащитник Илья Кушелев дал интервью о том, зачем решил пойти на выборы

Автор:

Избирком сегодня принял список партии «Яблоко» на выборы в горсовет Орла, которые состоятся 13 сентября. В списке есть фамилия известного орловского градозащитника Ильи Кушелева. «Орловские новости» поговорили с Ильей, чтобы выяснить, зачем ему идти в политику, почему мэр Орла не ездит на работу на электросамокате и где взять платоновских мудрецов, когда общество не готово к переменам.

- Илья, зачем вы идете на выборы в горсовет?

- Иду, чтобы поддержать политическую силу, устремление которой, как мне кажется, соответствует и моему видению будущего нашей страны.

 - Постойте. «Будущее нашей страны» - это нечто абстрактное в контексте выборов в горсовет Орла. Поэтому давайте ближе к делу, к жизни города, например.

- Давайте так. У нас очень много ругают оппозицию, но я выбираю из того, что есть. Других вариантов у меня нет. Я выбираю «Яблоко» как здравую политическую силу. Хочу поддержать порядочных людей.

- Илья, а что лично вы планируете делать в горсовете в случае избрания, зачем лично вам это нужно?

- У меня нет политических амбиций. Я иду по списку и поддерживаю ту политическую силу и кандидата, которые в случае необходимого количества голосов попадет в горсовет. Это будет мой представитель.

- Не понял. А вы лично не хотите стать депутатом?

- Кандидат от движения «Граждане Орла» сказала недавно, что у нее нет личных политических амбиций, но она поддерживает то движение, в составе которого она выступает. Собственно, моя позиция аналогичная.

- Подождите-подождите. Что значит, вы поддерживаете партию, если вы идете от этой партии на выборы и за вас в том числе могут голосовать жители города. Они, может, лично вам хотят доварить депутатский мандат. Вы их обманываете, что ли?

- Нет, конечно. Я выдвигаюсь по 13-му округу, это центр Орла. Это площадь Карла Маркса, это пресловутый сквер Ермолова, это Гостиная,1, это Посадские улицы. И поскольку мои интересы в области краеведения и охраны экологической безопасности нашего города – я здесь не случайно. Здесь сосредоточены мои научные интересы, и я, в случае избрания, намерен отстаивать интересы экологической безопасности этой части города, сердца Орла.

- А депутатский мандат способен помочь достижению этих целей?

- Думаю, да. Потому что, находясь в горсовете, я получаю реальную возможность влиять на принимаемые решения.

- А те люди, которые сегодня представляют горсовет, как вы оцениваете их деятельность там как житель города?

- Большинство, которое делает, что прикажут, и голосует так, как положено – такого горсовета нам не нужно. Горсовета, который «под козырёк» утверждает уже принятые кем-то наверху решения, лоббируя чьи-то интересы.

- Ну, что-то подсказывает, что он все равно останется таким. Вам так не кажется?

- Ну, кто бы сомневался.

- Илья, а что, на ваш взгляд, нужно менять в муниципальной власти, чтобы эта система стала лучше и эффективнее?

- Во-первых, мэра должны избирать горожане. Он не должен назначаться. Нужно восстановить наше конституционное право на местное самоуправление, а не продолжать давать нам «насильно жевать» ту дрянную пищу, что нам предлагают, и те стандарты жизни, которые нами отвергаются. Необходимо, чтобы муниципальное самоуправление не то чтобы обслуживало наши интересы, но во всяком случае – хотя бы выражало и претворяло их в жизнь. То, что нам нужно, а не кому-то там. Вот, к примеру, придумали какой-то тренд благоустройства с фонтанами и плиткой, и вот теперь у нас везде вырубают деревья, везде эту плитку кладут и ставят фонтаны. Вбухивают в это сотни миллионов. А рядом – рушатся памятники. А муниципалитет находится в услужении. Он действует по принципу: «Чего изволите?». А гражданам пишут отписки. Это нам точно не нужно.

Кроме того, нужно сокращать аппарат. Сокращать эту кормушку для несостоятельных во всех смыслах людей. И куда пристроены все, кто только можно, и находят в этом неплохой источник для существования. При этом свои функции по существу эти люди не выполняют. Цели, ради которых и придуманы муниципальные органы, эти люди не оправдывают. Зато мы видим их прекрасные особняки, которые некоторые СМИ еще и умудряются оправдывать. Но мы же их видим? И мы понимаем, что муниципальная служба не должна поощрять их обогащение.

Давайте вспомним мэра Лондона, который на работу ездит в метро. А почему мэр Орла не ездит на троллейбусе или в трамвае? Или не ходит пешком на работу? Если он так делает, вот тогда это мэр. А если по-другому, то у этих господ другие стандарты жизни, извините. Это не просто классовое общество получается, это уже кастовое общество. И в этом обществе, где его представители видят нашу жизнь из окон дорогих лимузинов, принято нас обливать грязью, фигурально выражаясь. Я не хочу быть облитым грязью, и поэтому в том числе иду на выборы. Потому что для меня такое отношение власти к народу неприемлемо.

Илья Кушелев на руинах памятника на Гостиной, 1

- Сейчас вообще модно ездить на работу на электросамокате. Правда, с орловскими тротуарами это было бы затруднительно. Может, оттого мэр и предпочитает казенную Toyota – как знать…

- Я считаю, что слово «власть» нужно постепенно нивелировать. Потому что не во власти, а в служении суть этого института. Это нанятые работники. Они наняты народом. Мы платим налоги, то есть мы оплачиваем услуги, которые они должны предоставлять населению. Они должны действовать в наших интересах. Вот это нормальная система. То, чего у нас нет, и чем у нас пока и не пахнет.

- Илья, а вам охота вообще связываться с политикой?

- Ну, знаете, может быть, и вправду – в гробу я все это видел. Но есть одно «но». Мне совесть не позволяет уйти в сторону. Мы ждем перемен.

- И все-таки – почему «Яблоко»? Кажется, оппозиционный политик Алексей Навальный как-то говорил, что эта партия начиная с 2003 года ни разу не преодолела 5%-ый барьер. Вы реально думаете, что грядущие выборы могут что-то изменить?

- Само присутствие этой политической силы, этого начала в обществе уже влияет на общественно-политический климат. Более того, давайте вспомним Платона, который говорил, что обществом должны управлять мудрецы. Только настоящая мудрость – это объемное понятие. Человек непорядочный, человек злой – не может быть мудрым. К сожалению, как говорит церковь, что человек утонул в первородном грехе, ведь это же так и есть. Это метафора. И когда кто-то находится в меньшинстве – это не показатель слабости. Это говорит лишь о том, что общество не готово сделать правильный выбор. Отсюда получается, что народ живет плохо. Но если разобраться, то кто выбирал такую жизнь? Люди ищут виноватых. Но виноватых всегда ищут слабые. И это в свою очередь говорит о том, что наше общество еще достаточно слабое.

А сейчас мы говорим, вот зачем «Яблоко» идет на выборы. Но если оно сойдет с политической арены, тогда и у общества меньше станет шансов стать сильнее, мудрее, умнее.

И. Кушелев и В. Панков. Фото: Георгий Саркисян

- Давайте уйдем от метафизики политического учения и вернемся на землю. Три вещи, за которые вы бы взялись, если бы оказались в горсовете?

- Общественный транспорт, зеленые насаждения и памятники архитектуры.

Под первым я понимаю, разумеется, не только сами автобусы, троллейбусы и трамваи, но и дороги, мосты и иные сооружения. Что до частного общественного транспорта, то, насколько я понимаю, его владельцы сидят в органах власти. Мне об этом приходилось слышать. И те перекосы в транспортной системе – засилье маршруток, уничтожение муниципальных автобусов и загибание трамваев, - это связано, на мой взгляд, ни сколько с объективными процессами, а сколько с влиянием человеческого фактора. Я говорю об определенных лоббистских установках там, где эти вопросы решаются. В данном случае, подчеркну, я ничего не утверждаю, а сужу лишь о том, что мне приходилось слышать, читать и так далее.

Что касается зеленых насаждений, то я напомню, что некогда Орел имел статус «зеленого города». И сейчас он этот статус «благополучно» теряет. У меня на руках есть документы, которые касаются ремонта наших набережных. Так вот по берегам Оки и Орлика было вырублено сначала 600, а потом 800 деревьев. Это только за 1-1,5 года. Орёл по сути теряет свои лёгкие, энергетическую подушку безопасности, не говоря уже об архитектурном облике.

Ну и памятники архитектуры. Тут я напомню о Венецианской хартии по вопросам сохранения и реставрации памятников и достопримечательных мест. Согласно ей, реставрация является исключительной мерой. Не надо реставрировать, не надо проводить работы по сохранению. Это делается в редких случаях. А лучший способ защиты памятника – это постоянство ухода за ним. Вот какой принцип должен бесперебойно работать.

Надеюсь, я ответил на ваши вопросы.


Беседовал Денис Волин