За последнее десятилетие в сфере ЖКХ многое изменилось. О новшествах и перспективах жилищно-коммунального сервиса "Орловские новости" поговорили с руководителем Первой городской управляющей компании, управляющей более 40 % многоквартирных домов города, Александром Касьяновым.

 
- Александр Александрович, в первую очередь, хотелось бы задать вам такой вопрос: а почему, собственно говоря, ЖКХ?
 
- Я могу сказать, что все отрасли, если ими правильно заниматься, будут приносить прибыль. По образованию я - строитель. А строительство и ЖКХ - сферы смежные. Мой опыт показывает, что проблем гораздо больше возникает не на этапе строительства дома, а как раз на этапе эксплуатации. Особенно это касается того жилого фонда, который был построен 20, 30, 40 лет назад. Здесь важно не просто выполнить работу - покрасить стены или подлатать крышу. Важно, чтобы люди чувствовали, что проблемы в этой сфере – не их проблемы, чтобы они понимали, что в решении любой задачи им поспособствует управляющая организация.
 
- А был ли какой-то стратегический план на тот момент, когда вы входили в этот бизнес?
 
- Стратегический план есть всегда. На первом этапе – это навести элементарный порядок, затем – с помощью информационных технологий перестроить всю систему управления, сделать бизнес прозрачным и понятным.  Без внедрения IT-систем, без воспитания коллектива, который прислушивается к жителям и воспринимает их проблемы как свои собственные, нельзя добиться успеха в сфере ЖКХ. Перед нами всегда стояла задача качественно предоставлять жилищную услугу. Постепенно год от года мы двигаемся в сторону усовершенствования всех аспектов этой работы.
 
- Что за эти годы уже удалось сделать, что в процессе и какие задачи еще предстоит решить?
 
- Мы всегда ставили перед собой посильные задачи и, в принципе, все они были выполнены. И здесь нужно отдать должное коллективу. Сейчас с нами работают люди, которые хотят работать для жителей. Идей по совершенствованию сферы ЖКХ на сегодняшний день много. Так, несколько лет назад перед нами стояла задача систематизировать управление многоквартирными домами. Для этого мы разработали программный продукт, который контролирует выполнение всех заявок жителей, запустили Единую диспетчерскую службу. Сегодня мы принимаем тысячи звонков и ни одна проблема не остается нерешенной, а задача хаус-мастера – заниматься комплексным обслуживанием многоквартирного жилого дома. Речь идет, прежде всего, о текущих работах и мелком ремонте. Раньше таким вещам уделялось недостаточно внимания. При кажущейся простоте это серьезный проект. Все хаус-мастера обеспечены автомобилями, планшетами, на которых установлена специальная программа, контролирующая выполнение заявок жителей. Все планшеты завязаны в единую информационную компьютерную сеть, позволяющую видеть в онлайн режиме ситуацию на участках, отслеживать перемещения мастеров и их работу. Буквально несколько лет назад к такому не были готовы ни мы, ни жители. Тогда это казалось нереальным и невозможным. Поэтому важно было постепенно внедрять все новшества. А сейчас все это работает и уже нельзя представить, как мы работали до этого.
 
- Насколько известно, ваша ERP система МКД-онлайн уже давно вышла за пределы региона. Каковы успехи?
 
- Сегодня, требования жителей, государства и контролирующих органов к нашей отрасли все ужесточаются и ужесточаются. И все они, так или иначе, касаются того большого потока информации, которая поступает от жителей и которую нужно отработать сотрудникам управляющей компании. За прошлый год только по городу Орлу таких обращений поступило 286 тысяч. Примерно половина из них были заявки, которые необходимо было рассмотреть в кратчайшие сроки. Ни одно обращение не осталось без рассмотрения. И по каждому из них мы можем сказать с точностью до минуты, что там произошло и какие решения были приняты. Естественно, что по всей стране управляющие компании решают сходные задачи. Поэтому сейчас мы активно взаимодействуем  с другими регионами, с теми, кто понимает, что для того, чтобы ЖКХ стало бизнесом, нужно знать, что происходит в каждом доме в каждую секунду. МКД-онлайн работает в Липецке, Курске, Вологде, Брянской области. Ведутся переговоры и с другими регионами.
 
- Можно ли сказать, что это идеальная система ЖКХ?
 
- Я бы не стал говорить так громко. Идеальной система будет тогда, когда будет учтено много факторов. Это и коммерческий фактор, и управленческий, и информационный. На сегодняшний день через ERP-систему МКД онлайн мы наладили взаимодействие между всеми участниками этого процесса — жителями, предприятиями, ресурсоснабжающими организациями. И наша система востребована. А это главное. Но над ее совершенствованием мы еще будем работать.
 
- Как за последние 15 лет изменилась сфера ЖКХ?
 
- Конечно, все очень изменилось за эти годы. Если рассматривать 2004 и 2019 год — это совершенно разный уровень развития сферы ЖКХ. С одной стороны, в 2004 году спектр возможностей был гораздо шире и не было столько регулирования со стороны государства. Сейчас жилищное законодательство — это отдельная отрасль права. Ежегодно происходят какие-то существенные изменения, которые меняют правила игры. Но любое изменение в этой сфере очень чувствительно для потребителя, поэтому должно входить в нашу жизнь поэтапно, чтобы за год-два мы могли увидеть хорошо это или плохо, что нужно доработать. А пока, зачастую, какие-то новшества внедряются в одночасье, не просчитываются последствия….  
 
- Как решается кадровый вопрос внутри вашей компании? Хватает ли сотрудников?
 
- Компания растет вместе со своими сотрудниками. Поэтому мы стараемся заинтересованных в этом росте людей провести последовательно по карьерным ступенькам. Ведь кадры растут, когда решаются какие-то задачи, они на каждой ступени разные.
Разнорабочих и дворников в нашей компании хватает. Есть небольшая текучка — примерно 10%. Но это никак не сказывается на общей работе. Уборка каждого участка, каждой территории стоит определенных денег. Если кто-то берет больше дворов и качественно за ними следит, тот и получает соответственно больше. Если ты не убрал ничего — значит, ты ничего и не получишь. Такие сотрудники нам не интересны, с такими мы сразу прощаемся. Зарплата у всех разная, сдельная. У нас есть сотрудники, которые зарабатывают действительно хорошие деньги, потому что работают.
 
- Вы сказали, что за год на "горячую линию" поступило 286 тысяч обращений. С какими проблемами чаще всего обращаются жители?
 
- Действительно ежегодно число обращений увеличивается. Особенно заметен рост в переходные периоды, например, когда идет запуск отопления. Каждая ситуация прорабатывается индивидуально. Ничто не остается без внимания.
 
- Выросла ли грамотность самих горожан?  Как проводится работа с жильцами?
 
- Конечно, грамотность самих жителей также возрастает. Мы постоянно ведем работу с жильцами: проводим курсы для активных собственников,  выпускаем коммунальную газету, методическую литературу, всевозможные брошюры,  активно сотрудничаем со СМИ. Все это делается, чтобы жители как и мы, были в курсе всех новшеств и изменений в жилищно-коммунальной сфере.  И важно не просто говорить о проблемах, а наглядно показывать, какие есть пути решения. Работа в этом направлении безусловно, даёт результат, а грамотность в области ЖКХ значительно повысилась.
 
- Какова платежная дисциплина жителей?
 
- Могу сказать, что платежная дисциплина, в принципе, стабильна. Каких-то глобальных изменений нет. Хотя и за последние пять лет ситуация примерно на 1% ухудшилась. Это связано со многими причинами, как объективными, так и субъективными. В этом отношении мы тесно сотрудничаем с судебной системой. Конечно, не быстро, но все же эти вопросы решаются.
 
- Теперь хотелось бы поговорить об общегородских проблемах. И конечно, мы не можем обойти стороной мусорный вопрос. Что изменилось в этой сфере?
 
- Все, что сейчас делается — стратегически правильно. Но вопрос в том, что качество услуги пока еще хромает. Давайте вспомним недалекое прошлое — три года назад. Свалки на улицах города неделями не вывозились, контейнерные площадки были завалены. И это было не только на окраинах, но и в центре города. Я уже молчу про частный сектор, с которым работу никто не вел в принципе. Сегодня ситуация определенно меняется в лучшую сторону, хотя и далека от идеала. Конечно, было много недовольств по поводу квитанций и тарифов. Кто-то заявлял, что платить не за что, так как услуга фактически не оказывается — нет тех же контейнеров. Но давайте смотреть объективно. Каждый человек в любом случае образует мусор и, куда-то же он его все-таки выносит. Будь это контейнер во дворе или на соседней улице. Перевозчик, так или иначе, оказывает услугу по вывозу этого мусора. Если кто-то из жителей незаконно скидывает мусор в овраги, образуя свалку, он также должен заплатить за это. Ведь мусорным компаниям в любом случае придется ликвидировать эти свалки только за свой счет. А на сегодняшний день ситуация такая — платить стали все, кто по сути и должен был платить, но не делал этого ранее. Кроме того, стоит заметить, что те мощности по вывозу ТКО, которые есть сегодня, достаточны для того, чтобы обслуживать горожан. Но еще есть проблемы, которые касаются комплексного взаимодействия между регоператором и перевозчиками. Экипаж перевозчика должен состоять из двух человек, один из которых должен наводить порядок на контейнерной площадке после погрузки. «Чистый город» так работал с самого начала. Так же отмечу варварское отношение к контейнерам у некоторых перевозчиков, пластиковых, например, хватает на две-три недели.
 
- Сейчас в городе на завершающей стадии капитальный ремонт. Есть ли какие-то проблемы, связанные с реализацией капремонта в домах, подопечных ПГУК?
 
- Проблемы есть в тех домах, которые ремонтируются силами Фонда капремонта. По тем домам, которые вошли со своим спецсчетом в программу нашей управляющей компании, таковых в этом году 35, я в принципе проблем не вижу. Есть дома, по которым еще ведутся кровельные работы. Но время еще есть. Уверен, что программа этого года будет на 100% выполнена.
 
- На носу отопительный сезон и зима с грядущими снегопадами. Это, пожалуй, самые острые вопросы на сегодняшний день. Готовы?
 
- К отопительному сезону  мы готовы однозначно. А что касается зимней уборки дворовых территорий, то все зависит от погоды. Мощностей компании достаточно, чтобы проводить эту работу. Но в случае сильных снегопадов, конечно, потребуется время, чтобы все убрать.
 
- Вернемся к вашей компании. Какие планы на ближайшее будущее?
 
- Каждый год мы намечаем для себя определенные задачи, которые предстоит решить. Их много. Стоит задача перейти к новым технологиям в сфере отопления. Это будет совершенно другое качество предоставления услуг и решит многие существующие в настоящее время проблемы. Мы хотим прийти к тому, чтобы отопление включалось в зависимости от погоды, а люди платили только за то тепло, которое они реально получили. Это установка индивидуальных тепловых пунктов путем заключения энергосервисных договоров. Сейчас мы проводим собрания с жителями тех домов, где это технически возможно сделать, вопрос прорабатывается. Также стоит задача,  увеличения программы ремонта по спецсчетам, мы в первую очередь, заинтересованы в том, чтобы все работы выполнялись качественно. Планируем увеличить прибыль от внедрения в других регионах нашей ERP cистемы МКД-онлайн.  Планы наполеоновские - нужно работать.
 
К слову, сегодня, 1 октября Александр Касьянов отмечает свой юбилей. Он в разные годы работал на руководящих должностях . Закончил Воронежский строительный институт, кандидат экономических наук.  Вначале 2000 возглавлял ОАО «Орелстрой». Так, с 2001 по 2003 год возглавлял комитет по бюджету и налоговой политике Орловского городского Совета народных депутатов. До избрания мэром Орла стоял во главе инвестиционно-строительного холдинга ООО «Стройинвестдевелопмент». С 2006 по 2009 год Александра Касьянова все помнят как мэра Орла. В период его руководства приоритетным направлением стало благоустройство городских территорий. В том же была году начата генеральная реконструкция пешеходного Ленинского моста: аварийно опасный мост перестраивали, сохраняя исторический вид конструкции. С 27 июля 2010 года возглавляет ЗАО «Первая городская управляющая компания», став руководителем группы компаний, управляющих на данный момент более 40 % многоквартирных домов города. «Орловские новости» присоединяются ко всем теплым словам, сказанным в его адрес в этот день, и поздравляют Александра Александровича с юбилеем.