В Орле разработали единую транспортную схему в границах города и Орловского района. На днях схема была опубликована на официальном портале правительства Орловской области, а также разлетелась по СМИ. Предложенная чиновниками транспортная схема вызвала широкий общественный резонанс. В этой связи «Орловские новости» решили пообщаться с заместителем руководителя департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Алексеем Васильевым о том, какие изменения ждут транспортную систему орловской агломерации и как это скажется на повседневной жизни орловцев.

- Алексей Александрович, в Орле разработали единую транспортную схему в границах города и Орловского района. Сейчас эта схема активно обсуждается горожанами, в том числе и в негативном ключе. Это окончательный вариант или еще возможны корректировки?

- Сейчас на общественном обсуждении находится проект схемы, которая разработана ГБУ «Мостранспроект». Во главе угла у нас все равно остается пассажир. Важно, чтобы все его посмотрели, высказали свое мнение, без разницы – негативное или позитивное. Мы далее аккумулируем предложения, заново дорабатываем и только после этого будут осуществляться все дальнейшие мероприятия. Уже доработанную схему мы опять же выставим на общественное обсуждение. Знаете как говорят? Вы ерунду нарисовали какую-то и завтра все так поедут. Такого не будет никогда.

Последние десять лет городские перевозчики грешат на пригородные, что те забирают их пассажира, а пригородные сетуют на то, что стоят в неравных условиях с городскими перевозчиками, так как несут дополнительные расходы на оборудование, например, тахографы. Но и люди, которые живут в ближайшем пригороде, наравне с городскими жителями должны вовремя попасть на работу, в образовательные учреждения, больницы с минимальными пересадками и минимальными затратами. Чтобы все это объединить, мы и прорабатываем единую транспортную схему.

- На чем основывались при разработке данной схемы?

- Было три основных параметра. Первое – натурное обследование пассажиропотока на остановочных пунктах. Второе – натурное обследование внутри транспортного средства. Третье – GPS-трекинг, который отражает как едут автобусы, с каким интервалом и т.д. Четвертое – телефонный опрос. Было опрошено 1,5 тысяч респондентов. Опрос проводился согласно существующей методики. Он делался для вовлеченности жителей в разработку транспортной схемы и выявления болевых точек. Мы выявили места, куда людям тяжело добраться, где есть жалобы. Все данные собраны и на их основе разрабатывалась схема. Субподрядчиком выступал наш институт транспорта.

- Как вы оцениваете эту схему? Вы считаете, что, делая круги через пол города, будет удобнее для горожан?

- Поймите меня правильно. Был выбран московский институт транспорта. Это один из ведущих институтов по организации схем дорожного движения. Это люди, которые не имеют заинтересованности в транспортной сфере Орловской области. Они построили схему на основе эмпирических данных, которые были добыты в полевых условиях. Это их видение. Если кого-то это не устраивает, есть нормальные предложения по ее корректировке, то мы готовы к диалогу. Например, сегодня поступило обращение вернуть остановку на сквер Танкистов. Это реальное предложение с реальным обоснованием: пассажиру удобно, выйдя из трамвая, не идти 10 минут до другой остановки, а сразу выйти и пересесть на другой автобус. Это и безопасность дорожного движения, и сухие ноги наших горожан – у нас полгода зима либо слякоть. Человек максимально быстро будет добираться до работы. Это определенно плюс.

- Согласно представленной схеме конечные остановки маршрутов оказались в центре города. Почему получилось так, что горожанам придется совершать минимум одну пересадку, что добраться с одного конца города до другого?

- Это так называемые транспортные пересадочные узлы. Они открыты в местах массового скопления пассажиров. Это ж/д вокзал, автовокзал и Комсомольская площадь. При разработке транспортной схемы надо учитывать, что максимально будет совершена одна пересадка. Мы будем дорабатывать эту схему. Но давайте называть вещи своими словами. Есть пригород, а есть город. Во многих городах пригородный транспорт ходит исключительно до автовокзала. Мы понимаем, что это полная утопия. Но по закону так должно быть. Поэтому надо искать золотую середину, чтобы люди могли добраться до какой-то точки в городе и поехать дальше.

- А каким же образом будет производиться оплата? Будет ли вводиться повременной проездной билет для использования на пересадочных узлах?

- Сейчас прорабатывается вопрос со специальными транспортными картами, наподобие карты «Тройка» в Москве. Работа ведется с РИЦ Орловской области, разработчиком программного обеспечения о том, чтобы опыт Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга перенести на наш маленький город. Конечно, есть специфика. Но вопрос внедрения проездных билетов длительного действия на пересадочных узлах, чтобы можно было сделать пересадку, не платя дополнительно, прорабатывается. Сколько это будет – 15, 20 или 30 минут – пока говорить рано. Этот вопрос нужно отдельно проработать. За наличный расчет, конечно, придется платить дважды. Что касается, бесконтактных банковских карт, то сейчас ведется работа с разработчиком программного обеспечения, чтобы у жителей была возможность пользоваться специальным мобильным приложением, которое позволит не платить дважды за проезд.

- Ожидается ли повышение тарифа в общественном транспорте с внедрением данной схемы, ведь пригородные маршруты всегда были дороже городских?

- На мой взгляд, повышение тарифа сейчас не нужно. У нас достаточно существенный пассажиропоток. Те, кто говорит обратное – это, в основном, перевозчики, которые не хотят показывать черную прибыль. Именно для этого мы ввели безналичный расчет в этом году. Надо вывести черные деньги наружу, показать белые и тогда все будет нормально.

- Каким образом будет рассчитываться стоимость проезда для тех, кому нужно в пригород и для городских пассажиров?

- С внедрением транспортной схемы разделение пригородного и городского тарифов останется. Пассажир, заходя в автобус должен будет говорить водителю, до какой остановки едет и исходя из этого будет оплачивать проезд. Это не наша прихоть. Это требование федерального законодательства – пригородные тарифы исчисляются исходя из километража.

- На днях в городе разразился скандал из-за рейдов ГИБДД, в результате которых высаживали пассажиров из переполненных маршруток. Таким образом, лбами столкнули пассажиров и водителей маршруток. Но фактически сейчас в городе по некоторым маршрутам ездят автобусы малой вместимости, а пассажиропоток гораздо выше. Будет ли этот момент учтен при новом конкурсе перевозчиков? Можно ли делать отбор только среди тех перевозчиков, которые могут предоставить автобусы большой вместимости?

- Специалисты московского транспортного института в этой схеме предлагают использовать только маршруты большого и среднего класса вместимости. Это длинные двухдверные ПАЗы, либо ЛИАЗы. Безусловно, на мой взгляд, необходимо оставить часть маршрутов для автобусов малой вместимости. Это такие районы как Нижняя Лужна, Психбольница. То есть – те остановки, где небольшой пассажиропоток. В этом отношении есть определенные проблемы пригородного сообщения. Конечно, перевозчику выгоднее работать в городе. Он борется за него, зубами выгрызает, но не хочет работать в деревне, тем более там, где такой низкий пассажиропоток. Поэтому ниша для маленьких автобусов на территории региона будет. Но, конечно, большая часть, порядка 90-95%, маршрутов нуждается именно в автобусах большой вместимости.

Есть и еще один не менее важный момент. Буквально только что общались с ГИБДД. У них резонный вопрос: если мы пустим в линию большие автобусы, то где они будут останавливаться? Приведу пример. Остановка «Сквер Гуртьева». Четырехполосная дорога. Ставятся две машины, не дай бог, еще одна залезла – сразу транспортный коллапс. Чтобы транспортная схема запустилась, необходимо сделать уширение проезжей части.

- Кто после внедрения данной системы будет контролировать перевозчиков?

- Как было так и будет. Есть 131 Федеральный закон о разграничении полномочий. Муниципальными перевозками занимается органы власти муниципального образования, а межмуниципальными – органы власти специальной компетенции. В нашем случае – это департамент строительства. Соблюдение графиков, культуру вождения и общения с пассажиром на «двухзначных» маршрутах будет контролировать городская администрация, а на «трехзначных» - департамент строительства.

- Ранее говорилось, что при разработке транспортной схемы будут учтены интересы муниципального транспорта, который сейчас в городе представлен в лице МУП ТТП. Однако судя по схеме, маршрутов у предприятия станет меньше. Как так получилось? И как будете поддерживать муниципальный транспорт?

- Касаемо муниципального транспорта, это также видение ГБУ «Мостранспроект» . Эксперты глубоко окунулись в работу муниципалитета. Будем честны, сегодня ТТП находится в ужасающем состоянии. Первое – состояние подвижного состава никакой критики не выдерживает. Второе – недостаток водительского состава. Третье – низкие заработные платы. Все это полностью губит муниципального перевозчика. Для того, чтобы выправить ситуацию мы со стороны области прикладываем все усилия. Сейчас мы стараемся участвовать во всех государственных программах по закупке городского электрического транспорта и, соответственно, автомобильного транспорта. Для того, чтобы предприятие зарабатывало, его нужно наполнить маршрутами. А для этого должна быть материально-техническая база, водители и достойная заработная плата. Сейчас, кто бы что не говорил, передали часть техники из Москвы. Да, она старая. Но по техническому состоянию, я не думаю, что она хуже той техники, которая есть сейчас. Из 10 троллейбусов, в линию уже вышли два. Есть запчасти для остальных. Было закуплено два новых трамвая – один за счет собственных средств ТТП, а второй по федеральной программе. На линии постоянно должно находиться до 20 единиц техники. А сейчас, с учетом нехватки водителей, из всего подвижного состава по некоторым маршрутам остается один-два трамвая. Особенно остро это заметно в вечернее время. Жалобы, безусловно, обоснованные. Исходя из анализа пассажиропотока, в новой транспортной схеме ТТП должны перевозить на 25 млн пассажиров больше, чем перевозят сейчас. По-хорошему пассажиропоток должен быть 35-40% всегда. А чтобы наполнить, мы должны сделать удобным его, безопасным и немного разгрузить дороги.

Что касается работы автопарка на базе предприятия, сейчас в устав предприятия уже внесены изменения касаемо. Но мы со своей стороны также проработали этот вопрос. Необходимо как минимум 30 автобусов: десять ЛИАЗов и 20 ПАЗиков. Сейчас проводятся встречи на федеральном уровне, чтобы мы могли принять участие в различных программах, получить транспорт, возможно, бесплатно и, наполнить им муниципальное предприятие.

Таким образом, уже сейчас необходимо планировать пару-тройку маршрутов, которые будут обслуживать исключительно горэлектротранспорт и автобусная «Автоколонна».

- Когда транспортная схема будет внедрена в обиход?

Я могу сказать, что в 2019 году мы планируем закончить общественные обсуждения. Далее предстоит масштабная работа.

Первое — нужны автобусы большой вместимости (на муниципальном ли предприятии, или же у частного перевозчика). Этот вопрос будет также долго и сложно прорабатываться. Перевозчики будут еще однозначно выступать против. Дело в том, что ЛИАЗ стоит 8 млн рублей, а Газель 1,8 млн рублей. Водитель Газели набил себе «селедку» и поехал зарабатывать. А в ЛИАЗ еще нужно посадить два водителя, оборудование дополнительное купить и т. д.

Второе — дороги. Заездные карманы — на это нужны деньги, остановочные павильоны — на это опять нужны деньги, тяговые подстанции и рельсы для электротранспорта — опять деньги. А без грамотно обустроенной улично-дорожной сети автобусы уже и не нужны.

Третье — льготники. Эта категория граждан не должна ни в коем случае быть ущемлена.

Без этих трех китов можно вообще перечеркивать всю транспортную схему. Многие ошибочно полагают, что транспортная схема — это всего лишь количество маршрутов и типы подвижного состава. Это далеко не так. Данная работа заключается в том, чтобы пассажир мог безопасно и качественно добраться из точки и А в точку Б. И на эту работу уйдет год-полтора смело.

Еще одна проблема, в которую упирается все — перекрытие Красного моста на реконструкцию и работы по ремонту моста Дружба. Пока город будет разделен на две части из-за ремонта мостов и пока дороги в этой связи перегружены сложно говорить о внедрении новой транспортной схемы. Без нормальной действующей транспортной инфраструктуры транспортная схема невозможна. Даже если взять интервал движения, указанный в таблице, он рассчитан исходя из того, что все мосты открыты.

- А вы сами на чем передвигаетесь по городу?

- Как правило, я либо пешком хожу, либо на общественном транспорте еду. Честно признаюсь, утром езжу на троллейбусе, потому что не могу в Газель залезть. И сейчас мы разрабатываем транспортную схему. Все мы хотим, чтобы у нас все было хорошо и здорово. Но для этого надо каждый день работать. Оставить все как есть — не вариант.

 

Беседовала Елена Торубарова