«Время здесь остановилось»: Чем живет малая родина арестованного полицейского Федора Козина. Репортаж "ОН"

icon 13/08/2019
icon 13:59
Главная новость
«Время здесь остановилось»: Чем живет малая родина арестованного полицейского Федора Козина. Репортаж "ОН"

Автор:

В начале ноября 2018 года в Орле по подозрению в получении взятки были задержаны начальник районного отдела по борьбе с экономическими преступлениями Павел Кленышев и замначальника орловской полиции по оперативной работе Федор Козин. Последний до назначения на эту должность возглавлял региональный УЭБиПК. По версии следствия, высокопоставленные полицейские требовали у предпринимателя 4 миллиона рублей за отказ в возбуждении уголовного дела. Сейчас обвиняемые находятся в СИЗО. На судебном заседании по мере пресечения Козин сравнил своё задержание с “методами 37-года” и заявил о своей невиновности. На апелляции он повторил свои слова и добавил, что всегда честно исполнял свой служебный долг. Родственников он попросил молиться за него.

В июле в Орле прошёл митинг против “правового произвола”, на котором говорили об уголовном преследовании «честного полицейского» Федора Козина. Корреспондент «Орловских новостей» отправился на малую родину полицейского, в Дмитровский район Орловской области, чтобы узнать у местных жителей, что они думают о честности земляка.

Крепкое было хозяйство

- Здесь в советское время было несколько мощных сельхозпредприятий, но они пришли к полному краху, - начинает рассказывать мой провожатый, местный житель по имени Иван. Своей фамилии он попросил не разглашать, «потому что опасается за свою жизнь». На вид ему около 60 лет. Высокий, в камуфляжном костюме. В Дмитровск, небольшой городок в ста километрах к югу от Орла, мы въезжаем на стареньком джипе, принадлежащем другу Ивана.

- Федор Козин вырос здесь до замначальника ОБЭП, - продолжает мужчина. -  По мере своего “роста” у него повялись и бизнес-интересы. Начилось все с чеченов. Была тут диаспора мощная, впоследствии она лишилась пилорамы. Потом настала очередь земли.

Земля, как отметил Иван, принадлежала как раз тем самым “мощным сельхозпредприятиям”, слава о которых в своё время гремела на весь Советский Союз.

- Колхоз «Восход» - крепкое было хозяйство. Лет восемь назад знакомый Козина, Иван Васильков, приватизировал его, - живо рассказывает мужчина.

В это время мы подъезжаем к селу Девятино, где и базировалось некогда мощное производство. По словам Ивана, первое время новые собственники заявляли о развитии и небывалых инвестициях. Однако на деле колхоз развивать никто не собирался. 

Бывший колхоз 

- Распиливали всё и сдали на чермет. У белорусов был приёмный пункт на границе с Брянской областью. От хозяйства километров 20 до пункта, не больше. Приёмщики даже удивлялись, откуда столько ресурсов. В металлолом отправляли даже узлы агрегатов сельскохозяйственной техники. Землю, на которой они пашут-сеют, оформили по очень мутным схемам, - сокрушается собеседник.

Впрочем, судя по данным kartoteka.ru, ООО «Восход», принадлежащее Василькову, предприятие довольно прибыльное. Согласно отчетности за 2017 год, выручка составила почти 260 млн рублей, доход – 17,6 млн рублей. Хотя дебиторская задолженность превышает 70% активов организации.

Иван добавил, что позже «был прибран к рукам» и совхоз Дмитровский. Специализировался он на плодово-ягодной продукции. В собственности совхоза было более 400 гектаров фруктовых садов и кустарников. По словам “экскурсовода”, заполучили его по очень выгодной цене.

- Анатолий Игнатушин - выкупил долги совхоза перед банком. Всего 400 тысяч рублей. Что он делает: вырезает все зерносушильные комплексы, кран балки и прочие запасы материально-технических ресурсов. Всё это продает и с лихвой окупает все эти 400 тысяч.  Местное население жаловалось во все инстанции, обращались в прокуратуру.  Но всё это спустили на тормозах, а плиты увезли, - рассказывает Иван.

Игнатушин Анатолий Валентинович - директор и учредитель ООО «Ва-банк». Также является близким знакомым Фёдора Козина.

Братья

Младший брат Федора Козина - Сергей Козин - действующий глава Дмитровского района. До назначение на эту должность он занимал пост главврача местной ЦРБ.

- Он сделал неплохой бизнес на ремонте дорог, - говорит мой собеседник.

Иван вспоминает, что в прошлом году в районе ремонтировали дорогу: «на советское основание положили только асфальт, вместо полноценного ремонта». По его словам, ремонт курировал руководитель регионального департамента строительства Денис Блохин. Сейчас чиновник проходит в качестве обвиняемого по уголовному делу о превышении должностных полномочий. Правда, с дорогой в Дмитровском районе это не связано. 

Дом главы Дмитровского района

Также собеседник отметил, что глава района «не замечает», что отдельные фермеры не платят налог с используемой земли. При этом Иван подчеркнул, что Сергей Козин «сам по себе порядочнее» Федора. Он бывший врач, и в своё время отремонтировал поликлинику, но так или иначе, считает мужчина, они с братом, как говорится, два сапога пара.

Иван рассказывает, что на ферме “Восхода” током убило доярку, мать троих детей. Руководство, по словам мужчины, пыталось обвинить погибшую в воровстве молока, однако эта версия позже не нашла своё подтверждение в суде. Больше того, за год до трагедии погиб муж женщины. Он работал пастухом, и его убило молнией. Собственники судились, чтобы не платить материальную помощь.

Мужчина с грустью добавил, что сейчас у людей нет перспектив - территория опустынивается, селяне уезжают. Район катастрофически вымирает.

Родная земля

Село Девяткино было построено с нуля для работников колхоза “Восход” в конце 70-х годов прошлого века. Здесь до сих пор живут люди. В основном старики, которые всю свою жизнь потратили на благо родного края.

- Сейчас времена изменились. Кто был никем, тот стал всем. И самое главное, что люди не умные пришли к власти, а враги. Особенно на территории нашего колхоза, - говорит пожилой житель села, он как и многие, отдал лучшие годы жизни сельхозпредприятию. Он, как и другие собеседники, делится информацией на условиях анонимности. Людей Козина, коими они считают Игнатушина и Василькова, здесь опасаются всерьез.

- Где-то лет десять назад появился здесь Васильков. Тогда как раз шла массовая покупка земли у населения. Его сюда привезли, сказали, что он тут будет всё развивать. На каждого человека приходился пай - это 8,5 га. За каждый пай давали по 17 тысяч рублей. Я начал говорить людям, что это ерунда. Но никто не слушал, думали, что на эти деньги можно прожить всю жизнь, - вспоминает  пенсионер.  Пожилой мужчина считает, что паи скупали при поддержке чиновников и силовых структур.

- Как помогали чиновники? Каждому приходило письмо из администрации о том, что надо заплатить штраф на землю. Мол, она у вас не используется. Люди, даже которые не хотели продавать, думали, зачем им платить штраф, если они с этой земли ничего не имеют. Стали землю продавать, - добавляет мужчина. Когда речь заходит о “старых, добрых днях” колхоза у старика на глазах наворачиваются слезы. Он застал “золотые” времена и с горечью говорит о нынешнем положении дел.

- Кому теперь жаловаться, да и зачем. Я всю жизнь проработал в колхозе, мать моя, деды все работали, а когда пришли эти люди..., - вздыхает мужчина. -  Чтобы прожить в деревне обязательно надо иметь скотину. Когда колхоз был всем, выписывали корма для домашних животных. А сейчас, пришли к руководству выписать зерна, а оно нам: “хрен вам, а не зерно”. Делать нечего людям, перестали скотину держать. Когда-то в селе было более 200 коров и столько же телят. Считалась, что если человек не держит корову - он лодырь. А сейчас наоборот - если корову держит, значит он нехороший человек, - сетует  пенсионер.

Так или иначе, но ситуация с аналогичной «приватизацией» колхозов в Орловской области не редкость. О похожей истории журналистам и вице-спикеру областного совета Михаилу Вдовину рассказывали и жители Сосковского района еще в 2014 году. В селе Алмазово по такой же схеме колхоз «прибрал к рукам», как выражались местные, некто Мымриков. «Мы – и я, и тот же Мымриков – управленцы. Наш вклад в развитие региона несравним с тем, что делают руки непосредственных работников, тех, кто трудится на заводах или в колхозах. И ставить себя выше этих людей, а тем более лишать их того, во что они вкладывали свой труд – это аморально», - заявлял тогда Вдовин на встрече с жителями села. Но толку-то?..

Пока мы разговариваем, со стороны обшарпанного и полуразрушенного здания бывшей мастерской колхоза выходит невысокий мужчина в кожаной куртке и кепке.

- А вот и ещё один “смотрящий”. Вынюхивает, кто тут приехал, - говорит Иван, кивая в сторону незнакомца. Мы садимся в машину и продолжаем беседовать уже внутри.

Время остановилось

- Федор Козин до того, как попасть в большую милицию, в районе чувствовал себя очень уверенно, - с негодованием вспоминает пожилой колхозник.

В апреле 2019 года Следственный комитет предъявил Козину новое обвинение. Замначальника полиции заподозрили в незаконном покровительстве руководства АО «Орловская хлебная база № 36». База прославилась на всю Россию после хищения 19 тысяч тонн зерна из госрезерва.  Стоимость похищенного оценили в 202 миллиона рублей. Зерно, как считает следствие, продали третьим лицам, и Козин об этом знал, но “вопреки интересам службы” предпринимать ничего не стал.

- Госрезерв зерна, который хранили на 36-м хлебокомбинате, продавали, а «Восходом» прикрывались. Якобы они здесь производили зерно, которое продают. Всё это делалась с подачи Козина, - уверяет Иван.

По данным следствия, чужая пшеница реализовывалась в пользу третьих лиц, а когда собственники обращались с требованием ее отдать, руководством базы инициировались длительные судебные процессы в целях продления сроков исполнения обязательств до момента приобретения новой пшеницы, которая и отдавалась контрагентам. Как объяснили «Орловским новостям», близкие к расследованию уголовного дела против Козина, по сути речь идет о незаконной финансовой пирамиде, которая в итоге рухнула, следствием чего стало то, что к концу 2018 года АО полностью перестало отгружать пшеницу контрагентам.

«Когда представители юрлиц обращались в правоохранительные органы, отдельные представители коммерческой структуры прибегали к помощи полковника Козина, с которым они поддерживали длительные приятельские отношения еще с детства. Конечные выгодополучатели хлебной базы являются выходцами из Дмитровского района, учились с Козиным в школе», - отмечает собеседник «ОН», близкий к расследованию дела. Далее, как полагает следствие, Козин препятствовал возбуждению уголовных дел в отношении руководства хлебной базы. В том числе, затягивались сроки проверки, а также поступали предложения к контрагентам решать вопрос в рамках гражданско-правовой плоскости. Следствие полагает, что Козин лично курировал вопросы отгрузки пшеницы. Уголовные дела по хлебной базе удалось возбудить только после ареста Федора Козина.

«В настоящее время на складах полностью отсутствуют запасы пшеницы, в том числе входящие в государственный резерв и не подлежащие коммерческой реализации. Работники предприятия сокращены, большинство из них с марта не получает зарплату», - добавил собеседник «ОН», близкий к следствию. 

Тем временем местный житель продолжает. Он говорит, что сейчас всё, что когда-то приобрели и построили в колхозе «Восход», разбирается и продается. Народ боится, что последнее разберут на кирпичи и продадут. Тогда жизнь в селе вымрет окончательно.

- Время здесь остановилось. Здесь нет законов. Здесь -  только понятия. Все живут и работают по понятиям, - заключает водитель и друг Ивана. Это его первые слова за более чем час нашего пребывания в Девятино.

Убедившись, что «смотрящий» в кожаной куртке ушел, пожилой колхозник вышел из машины и быстро пошёл в сторону своего дома. Как только он закрыл металлическую дверь и скрылся за забором, приятель Ивана надавил на педаль газа и мы, набирая скорость, поехали в обратную сторону - в Дмитровск.

- Время здесь остановилось. Посмотрите на часы, они не идут. Понятия вместо закона, - ещё раз задумчиво повторил водитель.


Артур Шербин, из Дмитровского района