«Чисто по-человечески помочь родне». Где работают родственники орловских чиновников и политиков

icon 27/03/2019
icon 09:00
Главная новость Важная новость
«Чисто по-человечески помочь родне». Где работают родственники орловских чиновников и политиков

Автор:

«Ну как не порадеть родному человечку?» Сегодня помимо Фамусова из «Горе от ума» так мыслят и властьимущие в Орловские области. Постепенно кадровый состав различных госструктур нашего региона пополняется детьми и другими родственниками важных чиновников и политических фигур. Зачастую их дети работают в тех же отраслях, которые курируют их родители, либо связаны с ними деловыми интересами. И речь идет не только о детях. Жены, братья, племянники. Одни, таким образом, обеспечивают себе спокойное существование после выхода в отставку, другие хотят максимально обеспечить своих детей, воспитывают преемников или вовсе через это самое доверие продвигают собственные интересы. «Орловские новости» расскажут о семейных кланах в орловской политике и правительстве, а в причинах их возникновения попробуют разобраться наши спикеры.  

Пилипенко Александр Витальевич - одно из самых свежих назначений. Тридцатилетний сын ректора ОГУ Ольги Пилипенко занял место руководителя департамента информационных технологий правительства области. Молодой человек в 2010 году закончил технический университет Орла, через три года стал доцентом ОГУ, еще через три уже заведовал кафедрой. Теперь кандидат технических наук будет отвечать за реализацию в регионе национального проекта Цифровой экономики.

Сергей Сергеевич Потёмкин – сын депутата областного совета и бизнесмена Сергея Потёмкина. Молодой человек занимает должность руководителя аппарата Орловского областного Совета народных депутатов. Известно, что  до назначения он работал в должности заместителя начальника управления внутренней политики и развития местного самоуправления, начальника отдела социально-политического анализа и планирования правительства региона.

А карьера сына экс-главы администрации города, а ныне начальника трудовой инспекции Андрея Усикова, Романа начала стремительно развиваться после назначения его отца по рекомендации Вадима Потомского на должность главы администрации Орла. Роман Усиков сначала трудился помощником у тогдашнего вице-губернатора Александра Ремиги. С этой должности он перешел в региональный Фонд капремонта, где трудился на должности заместителя руководителя, затем эта же должность ему досталась в «Орелгосзаказчике». На тот момент ему было 26 лет. Затем парень устроился на работу в фирму родственника экс-губернатора Вадима Потомского.

(на фото справа)

В одном здании с матерью работает и Гоцакова Екатерина. 29-летняя педагог-психолог по образованию занимает должность главного специалиста отдела поддержки молодежных инициатив департамента внутренней политики области. К слову ее мать, Ирина Гоцакова, является депутатом областного совета и заместителем председателя комитета по образованию, культуре, спорту, молодёжной политике и туризму.

Дочь уполномоченного по правам человека в Орловской области Александр Лабейкина Ирина Гаврилина сейчас возглавляет департамент социальной политики правительства региона. До 2016 года она являлась заместителем начальника управления соцзащиты области. После ухода на заслуженный отдых Татьяны Воробьевой заняла ее место. Сначала в статусе исполняющей обязанности, далее — руководителя. Интересно, что ее отец занимал эту же должность в период с 1992 по 1999 годы. После очередного перекраивания структуры областной власти глава департамента соцзащиты попала в число членов правительства субъекта.

Жена директора орловского филиала РАНХиГС Павла Меркулова Ксения Майорова менее полугода назад  возглавила хореографическую школу. К слову, девушка также является дочерью директора Орловского городского центра культуры Елены Майоровой.

(на фото с мамой Еленой Майоровой)

Несмотря на смену губернатора в правительстве области до сих пор работает родственник Вадима Потомского. Александр Агабабов занимает пост заместителя руководителя Представительства Орловской области при Правительстве РФ. Напомним, что Агабабов является братом супруги экс-губернатора Орловской области Вадима Потомского. Он переехал в Орел вскоре после избрания Потомского и успел поработать в госструктурах региона.

Взлет в карьере жены главы адвокатской палаты Орловской области Сергея Мальфанова, Юлии произошёл после выборов в облсовет в 2016 году. Она была избрана депутатом Орловского областного Совета народных депутатов VI cозыва и занимает должность заместителя председателя комитета по здравоохранению, социальной политике и связям с общественными объединениями. В прошлом депутат 1987 года рождения принимала участие в региональных конкурсах красоты.

Начальник управления ЗАГС Орловской области Татьяна Иконникова является супругой сенатора, первого секретаря орловского обкома КПРФ  Василия Иконникова. Ранее она была замом руководителя этого управления. Жена главы администрации Орла Александра Муромского Екатерина работает в аппарате областного совета. В КСП города Орла работает супруга Михаила Вдовина, первого заместителя председателя Орловского областного  совета народных депутатов (правда, работать она там начала еще до знакомства со Вдовиным). С недавних пор работником  городской администрации является и родственник зампреда горсовета Раисы Дубровской. Жена экс-зампреда председателя горсовета, а ныне зама председателя контрольно-счетной палаты (КСП) Орловской области Михаила Верижникова также работает в правительстве. Кроме того, есть еще несколько детей чиновников, пристроенных в органах власти.

 

«Каждый хочет чисто по-человечески помочь родне»

Чего удивляться, семейные кланы – это общая проблема региональных провинциальных политико-управленческих систем, где влияние родственных неформальных связей очень велико, считает доктор политических наук Владимир Слатинов.  По его словам, ровным счетом тоже самое происходит в Курской области, а в Белгородской есть целые районы, которые передаются по наследству от отца к сыну.  Почему это происходит? Причины одинаковые и на госслужбе и в политике.

- Проблема в том, что на госслужбе нет полноценного нормального конкурсного механизма замещения должностей. Он формально есть, но на самом деле эти конкурсы такие же, как и выборы. То есть больше фейковые и имитационные. На это решение и оказывает влияние система клановых, родственных связей. И такая же ситуация не только в управленческой, но и политической сфере. Каждый человек,  добившийся какой-то статусной позиции, хочет, во-первых, чисто по-человечески помочь родне, а во вторых, через родню он формирует как бы сети взаимодействия, которые работают на доверии, чтобы решать через них свои вопросы. А в политической сфере проблема уже в недостатке конкуренции. Если бы она была жёстче и была реальной, то было бы больше шансов у тех, кто без таких влиятельных родственников, - рассказал «Орловским новостям» политолог Владимир Слатинов.

 

«Акт скрытой агрессии против общества» - диагноз

Любые действия человека можно объяснить с точки зрения психологии. В первую очередь, учитывается комплекс определенных качеств человека, ценностных ориентаций, морально-нравственных норм человека. Исходя из этого, кумовство и фаворитизм (благосклонность) присущи личности с низкой коррупционной устойчивостью, рассказывает психолог Ануш Петросян. 

- Кумовство и фаворитизм – это разновидность коррупционного поведения. Мы привыкли ругать высокостоящих чиновников, но давайте представим, что, к примеру, Вы можете устроить свою дочь «по блату» на тепленькое местечко. Сделаете это? Или нет, осознавая, что тем самым подрываете экономические основы общества и нарушаете законы конкурентной борьбы. Основная проблема в борьбе с коррупционным поведением в России в том, что общество весьма толерантно к нему и воспринимает как неотъемлемую часть жизни. Мы осознаем, что это плохо, но мало понимаем, почему. Это как бы плохо, но если я смогу, то своему помогу. Коррупционное поведение – это, по сути, акт скрытой агрессии против общества и государства. Как бороться с этим поведением? Точно не ужесточением мер или наказанием, - рассказывает руководитель центра психологических услуг г.Орла Ануш Петросян.

Ну или надеяться на совесть «людей с низкой коррупционной устойчивостью».

                                                                                         

                                                                                          Ирина Мещерская