«Золотая середина» Быть или не быть электронным проездным в Орле?

icon 18/02/2017
icon 09:24
Главная новость Важная новость
«Золотая середина» Быть или не быть электронным проездным в Орле?

Автор:

На минувшей неделе в Орловском горсовете в очередной раз обсудили «жизненно важную проблему» - быть или не быть электронным проездным билетам в общественном транспорте. И не пришли к консенсусу, как не приходили к нему в предыдущие годы. Гендиректор МУП «Трамвайно-троллейбусное предприятие» Александр Коровин привычно рассказал о потерях, которые несет возглавляемое им предприятие из-за технических новшеств. Заявил о том, что электрический транспорт необходим городу. Как минимум потому, что он экологически чистый. А электронные проездные якобы могут привести фирму к краху.

Возможно, Коровин прав, и в недалеком будущем с улиц Орла по финансовым причинам или под напором новых технологий исчезнут трамваи и троллейбусы. Такой сценарий не кажется невероятным. Многие города в России, включая столицы ЦФО, уже прошли этот путь. Но стоит ли возлагать ответственность на одни электронные проездные билеты? Стоит ли цепляться за привычный расчет наличными и бумажные билетики со «счастливыми» и «несчастливыми» номерами? Прогресс не остановить, и рано или поздно наступит день, когда не только в Орле, но и на всей нашей планете не останется ни одного бумажного билета.

Они перейдут в пластик, а затем, кто знает, может, и в чипы, вживленные под кожу человека. В Бельгии, например, такой эксперимент стартовал в то же время, когда в Орле раздались ретроградные призывы отказаться от системы электронной оплаты проезда. Можно долго размышлять на заданную тему и не прийти к достоверному ответу. Удивляет же то, что в Орле не провели опрос общественного мнения, не спросили у жителей, а какой способ оплаты предпочитают они?

Не секрет, что жизнь молодежи наполнена гаджетами, приложениями и прочими новшествами, в которых не разбираются старики. Одни не знают, как пользоваться смартфоном, а других ставит в тупик стационарный аппарат с диском вместо кнопок. И это нормально, это и есть жизнь. В 1980-е годы большинство населения нашей страны хоть и слышало об ЭВМ, но не знало, что такое персональный компьютер. Но теперь объясни-ка подрастающему поколению, как люди жили без компьютера, как общались без интернета, как знакомились, вели бизнес, переписку, как обходились без селфи. А ведь прошло всего 30 лет. Это к тому, что электронные проездные все равно вытеснят бумажные билеты, а их затем вытеснит еще какое-нибудь новшество, и так до бесконечности, пока не исчезнет сама человеческая цивилизация.

Опрос общественного мнения, по меньшей мере, дал бы пищу для размышлений. Поскольку в Орле его не проводили, придется воспользоваться данными внешних наблюдений. Возьмем авторитетный источник – Аналитический центр НАФИ, который на днях обнародовал результаты всероссийского опроса населения. Он прошел в феврале 2017 года в 140 населенных пунктах 42 регионов страны. 1600 респондентов старше 18 лет рассказали, какой способ оплаты проезда они считают наиболее удобным для себя. К сожалению, аналитический центр не дает раскладки по отдельным регионам, но приводит данные по федеральным округам.

Жизнь в ЦФО примерно одинакова во всех областях, поэтому данные по Центральному округу с небольшим поправочным коэффициентом можно применить для Орла.  

Например, столичные эксперты подсчитали, что в целом в стране услугами общественного транспорта пользуются 74 процента населения – на 4 процента меньше, чем двумя годами ранее. В ЦФО показатель составляет 71 процент. Ежедневно поездки совершают более трети опрошенных (36 процентов), несколько раз в неделю – 17 процентов, несколько раз в месяц – 13,несколько раз в полугодие – 8 процентов. Ровно 85 процентов опрошенных молодых людей в возрасте до 25 лет ответили, что регулярно пользуются услугами общественного транспортом. Среди 45-54-летних процент ниже – 76.

О чем это говорит? О том, что доля молодежи среди пассажиров   велика. Значит, велика доля тех, кто не представляет себе жизни без электронных устройств. Поэтому не надо удивляться результатам опроса. Респондентам предложили оценить по пятибалльной шкале различные варианты. Наиболее удобной была признана оплата при помощи электронной транспортной карты, набравшая в среднем по стране 3,9 балла. Подчеркнем, что в ЦФО транспортная карта набрала 4,4 балла из пяти возможных, и это самый высокий показатель по всем федеральным округам. Лишь 18 процентов опрошенных назвали данный способ неудобным. По их мнению, он отнимает много времени на пополнение карт, которые, к тому же, иногда размагничиваются и не срабатывают.

Вторым по удобству способом стала оплата наличными водителю или кондуктору. В ЦФО он набрал 3,3 балла, и это самый низкий показатель по федеральным округам. Жители Центральной России считают, что при таком способе оплаты возникают проблемы со сдачей, особенно когда тариф на проезд установлен не «круглой» суммой.

В Орле поездка в общественном транспорте стоит 16 рублей. Тот самый случай, когда возникают трудности со сдачей.

Третьим по удобству способом признана оплата при помощи банковских карт на турникете. Опрос показал, что он больше всего нравится именно жителям ЦФО. Но здесь Орел оказался в положении «вне игры». Местный транспорт не оснащен турникетами. Учитывая скорость, с  которой в нашем, не самом древнем городе внедряются достижения прогресса, турникеты могут появиться, когда соседние регионы уже перейдут на беспилотный транспорт. То же самое можно сказать о варианте проведения платежей при помощи мобильного телефона. Кстати, он занял четвертое место в рейтинге удобств. В Орле при помощи смартфона можно приобрести вино, но не оплатить поездку в общественном транспорте.

И, наконец, аутсайдер рейтинга: последнее пятое место заняла покупка проездных билетов на одну или несколько поездок в специальных точках продаж (3,1 балла) и у водителя (2,6). Что интересно, первый вариант выше всех в стране оценили жители Центрального округа (3,5), второй - на Северном Кавказе (3,5).

«Оплата проезда наличными воспринимается как наиболее удобный способ в регионах, жители которых менее охотно вводят в свою повседневную практику безналичные платежи, - считает Сергей Антонян, руководитель направления исследований финансовых технологий Аналитического центра НАФИ. - Это Северный Кавказ, Дальний Восток и Юг России. В регионах-лидерах перехода к безналичным платежам (Центр, Северо-Запад и Сибирь) потребители отдают предпочтение оплате проезда с помощью транспортной карты. Транспортная карта на сегодняшний день являет собой «золотую середину» между традиционными и инновационными способами оплаты. Она уступает бесконтактной оплате банковской картой, например, в универсальности, а оплате с помощью мобильного телефона — в удобстве (не нужно брать с собой кошелек и карту, а телефон всегда с собой). Помимо незнания новых технологий и их возможностей, главным барьером перехода к инновационным способам оплаты проезда зачастую становится страх перед мошенничеством, а преимущества, которые обещают новые способы оплаты, не способны перевесить в сознании потребителя этот страх».

Теперь вернемся к обсуждению той же проблемы на заседании Орловского горсовета. Откровенно говоря, оно показалось скучным. Из года в год, мусоля тему, никто не говорит ничего нового. Складывается впечатление, что вопрос об электронных проездных поднимают не для того, чтобы выбрать наиболее удобный для горожан способ оплаты. Будь так, мнением населения, наверное, поинтересовались бы.

Дискуссии в стенах городского парламента больше напоминают артподготовку к наступлению на тарифы. Надо создать проблему, надо ее решить. Как? Наиболее вероятны два варианта: убрать электронные проездные либо увеличить плату за проезд.  Понятно, что электронные проездные в прошлое уйдут не скоро. Исчезнут лишь тогда, когда им на смену придет более совершенная система. А тарифы… ну, им-то будущее исчезновением пока не угрожает.

Михаил Романов

Данные НАФИ

Распределение ответов на вопрос «Приходилось ли Вам за последний год пользоваться общественным транспортом? Если да, то как часто?», в % от всех опрошенных по группам

 

Федеральный округ

 

Все опрошенные

ДФО

ПФО

СЗФО

СКФО

СФО

УФО

ЦФО

ЮФО

Почти каждый день

36

45

31

36

29

38

36

40

32

Несколько раз в неделю

17

16

18

24

17

14

13

18

18

Несколько раз в месяц

13

11

15

15

14

15

14

10

16

Несколько раз в полгода и реже

8

8

7

4

12

12

17

4

9

Не пользуюсь общественным транспортом

26

20

29

21

28

21

20

28

25

 

Распределение ответов на вопрос «Насколько Вы считаете удобными лично для Вас следующие способы оплаты проезда в общественном транспорте? Оцените удобство каждого из перечисленных способов оплаты от 1 до 5, где 1 – это совсем не удобный, а 5 – очень удобный», средний балл, от прошенных, пользующихся общественным транспортом, по группам

 

Федеральный округ

 

Все опрошенные

ДФО

ПФО

СЗФО

СКФО

СФО

УФО

ЦФО

ЮФО

Транспортная карта (карта, которую можно регулярно пополнять)

3,9

3,3

3,6

3,7

3,8

3,9

3,9

4,4

3,4

Оплата с помощью наличных кондуктору или водителю

3,7

4,3

3,9

3,3

4,3

3,7

3,8

3,3

4,1

Банковская карта (оплата с помощью банковской карты прямо на турникете)

3,3

3,0

3,1

3,4

3,5

3,1

3,6

3,6

3,4

Оплата с помощью мобильного телефона (когда к турникету прикладывается мобильный телефон)

3,2

3,1

2,9

3,2

3,5

3,1

3,1

3,5

3,4

Покупка проездных билетов на одну или несколько поездок в специальных точках продаж (например, на остановках)

3,1

2,6

3,0

2,6

3,3

3,1

3,2

3,5

3,3

Покупка проездных билетов на одну или несколько поездок у водителя

2,6

2,8

2,7

2,2

3,5

2,6

2,5

2,6

2,8