Как "продуктовые" санкции и контрсанкции сказались на Орловской области

icon 18/08/2016
icon 09:14
Главная новость Важная новость
Как "продуктовые" санкции и контрсанкции сказались на Орловской области

Автор:

Уже более двух лет Россия живет в условиях санкций и контрсанкций. Мы топчем чужие помидоры, запретили ряд экзотических сыров и отказались от устриц. Это новости федерального масштаба, а как продуктовые отношения между странами отразились на жизни отдельно взятого региона? С таким вопросом «ОН» обратились в администрацию Орловской области.  

Управление координации целевых программ, пищевой, перерабатывающей промышленности и рыночной инфраструктуры Орловской области сообщило, насколько сильно сказались санкции и контрсанкций на товарообороте в регионе и назвало основные тенденции изменений.

В 2014 - 2015 годах на развитие сферы торговли региона оказывал давление ряд негативных макроэкономических и геополитических факторов, социально-экономических и внешнеэкономических реалий, в том числе: нестабильность в мировой и российской экономике, выполнение задачи по импортозамещению потребительских товаров зарубежного производства отечественными аналогами. Закрепившийся на низком уровне курс национальной валюты, повышение учетной ставки Центробанка и жесткая политика регулятора в банковской сфере привели к тому, что кредитные средства стали труднодоступными. Это коснулось и бизнеса, и потребительского кредитования (снижения кредитования населения банками и перехода населения к сберегательной модели потребления), произошло снижение индекса потребительской уверенности.

Положительная динамика

Вместе с тем на протяжении 2014 - 2015 годов оборот розничной торговли Орловской области имеет положительную динамику. Он увеличился с 90,4 млрд рублей в 2013 году до 113 млрд рублей в 2015 году. В расчете на одного жителя региона продажа товаров за прошедший год составила 147,7 тыс. руб., что на 16,3 тыс. руб. больше, чем в 2014 году.

В настоящее время продовольственный рынок нашего региона характеризуется устойчивой товарной насыщенностью в объемах и ассортиментных предложениях товаров, соответствующих платежеспособному спросу населения. Ажиотажного спроса на какой либо вид товаров не отмечено, заявили в управлении координации целевых программ.

Трансформация потребления

В течение двух лет шла значительная трансформация потребления населения в пользу более дешевых товаров, что соответствует общероссийской тенденции. Как сообщают руководители организаций торговли, процент товара, реализуемого с помощью промоакций, увеличился до 35%. Все чаще играют на поле промо дискаунтеры, которые не только стараются предложить минимальную цену, но и увеличивают объемы продаж по скидкам: в среднем в 2014 году в данном канале 23% продаж приходилось на промо, а в 2015 году - уже 26%.

Крупные торговые точки, чтобы удерживать лидерство, стараются также интенсивно увеличивать промо предложения: в 2015 году, по скидкам было продано порядка 45% объема. В данных условиях дискаунтеры чувствуют себя все более уверенно: рост продаж в натуральном выражении в этом канале составил 8%.

2015 год складывался удачным для собственных марок розничных сетей. Их доля на рынке в 2015 году увеличилась до 7% в продовольственном сегменте и до 11% - в непродовольственном.

Продуктовая корзина

По данным Орелстата, стоимость набора социально-значимых товаров в Орловской области за период с июня 2014 года по июнь 2016 года выросла на 46,7%, основной рост отмечен в 2014 году. Больше всего за указанный период подорожала крупа гречневая. Средние цены на крупу гречневую выросли с 30 руб. за один килограмм в июне 2014 года до 86 рублей в июне 2016 года. Основной рост отмечен осенью 2014 года.

Необходимо отметить, что за период с июня 2015 года по июнь 2016 года стоимость набора социально-значимых товаров в Орловской области выросла на 1,24%. За последний год отмечено подорожание таких продуктов, как рыба мороженная неразделанная, масло подсолнечное, чай, крупа гречневая. Снизились средние розничные цепы на говядину, свинину, баранину, мясо птицы, рис, пшено. Овощная группа товаров этим летом также стоит дешевле, чем в июне 2015 года.

Все на ярмарку

В целях исключения влияния оптовых цен внеобластных поставщиков на уровень розничных цен на территории региона правительством Орловской области проводится целенаправленная работа по привлечению инвесторов для открытия новых предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, заверяют власти.

Для удешевления розничных цен и наиболее полного удовлетворения спроса населения на сельхозпродукцию и продовольственные товары региональных товаропроизводителей органами местного самоуправления организованы ярмарки выходного дня. Формат ярмарок выходного дня предусматривает участие в них товаро- и сельхозпроизводителей или их торговых представителей, реализующих продукцию населению без участия посредников. Торговые места предоставляются бесплатно. Это способствует снижению потребительских цен.

Ниже средних цен

На 8 августа 2016 года цены на продукты питания на территории Орловской области отмечены ниже средних цен по ЦФО: на огурцы - 34,27 руб. (1 место), на хлеб из пшеничной муки - 40,3 руб./кг, помидоры - 65,8 руб. (2 место), хлеб из ржаной муки - 32,17 руб./кг (3 место), картофель - 18,87 руб., куры охлажденные - 116,34 руб. (4 место), лук - 24,13 руб., молоко питьевое - 42,7 руб., капуста - 24,04 руб. (5 место).

Обеспечены в полном объеме

В Орловской области сельскохозяйственные товаропроизводители в полном объеме обеспечивают население региона зерном (в 2015 году произведено более 3,5 тонн на каждого жителя области), сахаром, картофелем, мясом, сообщил департамент сельского хозяйства Орловской области.

В 2015 году накопано более 1,7 млн тонн сахарной свеклы в зачетном весе. Произведено 443,6 тыс. тонн картофеля, в том числе в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах - 89,3 тыс. тонн.

Значительный объем производства мяса в регионе обеспечивают ООО «Знаменский СПД» и ООО «АПХ «Мираторг». Первое ежегодно производит на реализацию 45 тыс. т свинины. ООО АПХ «Мираторг» в 2015 году было произведено 11,5 тыс. тонн мяса крупного рогатого скота.

Проблемные производства

Наиболее проблемным направлением является молочное скотоводство. В прошлом году произведено 182,7 тыс. т. молока, что составляет 240,5 кг на одного человека при норме потребления 320 кг в год молока и молочных продуктов.

В целях развития данной отрасли принята подпрограмма «Развитие молочною скотоводства Орловской области» государственной программы Орловской области «Развитие приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса Орловской области. Намечен комплекс мероприятий по поддержке производителей молока. В частности, предусмотрены субсидии на модернизацию объектов, совершенствование
кормовой базы и системы воспроизводства, на покупку маточного поголовья крупного рогатого скота молочного направления.

Клубника в январе

В Орловской области появились компании, которые намерены реализовать инвестиционные проекты по производству овощей закрытого грунта. Проекты по строительству тепличных комбинатов инициированы на общей площади более 20 га. В их числе ООО «ЭкоПродукт», который реализует инвестиционный проект по строительству теплиц в Болховском районе площадью 7 га. Сметная стоимость инвестиционного проекта - 1,1 млрд рублей.

ООО «Промпарк» на территории Новосильского района планирует строительство первой очереди тепличного комплекса площадью 3,5 га. Планируемый объем инвестиций 920 млн рублей.

ООО «Тепличный комбинат «Орловский» па территории Мценского района планирует строительство тепличного комплекса мощностью 14 тыс. тонн овощной продукции в год (площадь 16 га). Объем инвестиций - 1,6 млрд рублей.

ООО «АПК «Кумир» реализует проект по строительству тепличного комплекса по выращиванию овощных культур на площади 15 га. Объем инвестиций - 1,92 млрд рублей.

К сожалению, пока все эти проекты находятся в бумажной стадии, или на уровне котлованов.